Характеристика детей с нарушением развития.
Лекция 2
Дефектология образована двумя словами дефект(от лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) и логос – учение является педагогической дисциплиной, изучающей особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя следующие дисциплины: логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику.
Логопедия– (слово, речь и обучение) изучает нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывает пути их преодоления.
Олигофренопедагогика –разрабатывает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Олигофрения – врожденное или приобретенное в младенчестве недоразвитие психической деятельности и имеет три степени – дебильность, имбецильность и идиотия.
Сурдопедагогика (surdos – глухой, обучение) – отрасль дефектологии, которая разрабатывает вопросы воспитания и обучения детей с нарушением слуха.
Тифлопедагогика – (tuphlos – слепой, обучение) – разрабатывает проблемы воспитания и обучения слабовидящих и слепых детей.
Основная задачавсех научных исследований в дефектологии – это разработка эффективных способов (методов) воспитания и обучения, а также предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.
Дефектология изучает особенности личностей с многообразными физическими и нервно-психическими недостатками (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, умственно отсталые дети и т. п.). Дефектология изучает психофизические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения и образования. Она всецело основывается на теоретических положениях и методах исследования общей педагогики, а так же на ряде медицинских дисциплин, поскольку она изучает детей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы.
Память и ее расстройства. Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.
Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:
— запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
— сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
— воспроизведение запомненного или заученного.
— узнавание выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких-либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.
— забывание — потеря способности вспоминать и воспроизводить ранее усвоенную информацию.
Различают память произвольную и непроизвольную.
Произвольная память может быть механической и осмысленной.
Непроизвольная память, как правило, механическая.
Наибольшее практическое значение имеет произвольная память, главным образом осмысленная, поскольку на нее ложится основная нагрузка в процессе обучения.
Снижение памяти — гипомнезия — может наблюдаться как при нарушении запоминания, так и воспоминания. Полная потеря памяти называется амнезией.
Различают:
— амнезию фиксации — резкое нарушение способности запоминания;
— антероградную амнезию — утрату воспоминаний о событиях, имевших место у больного после потери сознания или черепно-мозговой травмы;
— ретроградную амнезию — выпадение воспоминаний о событиях и переживаниях, имевших место до травмы или заболевания;
— амнестическую афазию — выпадение из памяти названий предметов при сохранности представлений об их назначении.
Гипермнезия — необычайно высокий уровень развития памяти — встречается редко. Обладающие такой памятью лица воспроизводят во всех деталях воспринятые ими прежде события и предметы. Так, например, человек с эйдетической памятью запоминает и воспроизводит во всех деталях однажды прочитанный текст. Эйдетическая память характеризуется фотографичностью. Нередко она наблюдается у художников. Эйдетическая память является своеобразной особенностью здорового человека.
Мышление и его расстройства.Мышление— это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Мышление — это социально обусловленный процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны, в том числе, и животным.
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как индукция, дедукция и аналогия.
С помощью индукционного мышления человек начинает познание окружающего мира с изучения единичных вещей, явлений, фактов. Идя от частных случаев, он приходит к общему правилу, от фактов — к обобщению. Никакое теоретическое мышление вообще не было бы возможно, если бы человек индуктивным путем не приходил к установлению тех или иных общих положений.
Дедуктивное умозаключение применяется нами всякий раз, когда требуется рассмотреть какое-либо явление на основании уже известного нам общего положения и вывести в отношении этого явления необходимое заключение.
В процессе аналогии получается вероятное знание, но это вероятное знание несет в себе нечто новое, помогающее нам разбираться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития данного явления или события.
Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.
Различают несколько видов мышления:
— наглядно-действенное (практический анализ и синтез),
— наглядно-образное (оперирование наглядными образами),
— отвлеченное (в форме абстрактных понятий).
Деятельность мышления всегда определенным образом мотивирована. Любой вид мышления связан с решением задач. Каждый раз необходимо проанализировать условия задачи, выбрать и апробировать пути ее решения. Начатое решение должно быть доведено до логического завершения.