Норма – не менее трёх за урок

Анализ

проведения урока с позиций здоровьесбережения

1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

Ø чистота, температура и свежесть воздуха;

Ø рациональность освещения класса и доски;

Ø наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

Ø опрос учащихся;

Ø письмо;

Ø чтение;

Ø слушание;

Ø рассказ;

Ø рассматривание наглядных пособий;

Ø ответы на вопросы;

Ø решение примеров, задач;

Ø практические занятия и др.

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут

4. Число использованных учителем видов преподавания:

Ø словесный;

Ø наглядный;

Ø аудиовизуальный;

Ø самостоятельная работа др.

Норма – не менее трёх за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

7. Длительность применения технических средств обучения а соответствии с гигиеническими нормами.

Норма – 8-10 минут

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока.

Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:

Ø формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

Ø выработка понимания сущности здорового образа жизни:

Ø выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждения разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.

Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

Ø интерес к занятиям;

Ø стремление больше узнать;

Ø радость от активности;

Ø интерес к изучаемому материалу.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения:

заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем,

и наоборот, наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций проявления как со стороны учителя, так и учеников

14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися:

Ø из-за нарушений дисциплины;

Ø несогласия с отметкой;

Ø проявление дискомфортных состояний.

Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

15. Преобладающее выражение лица учителя.

Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.

Рекомендуемые показатели в диапазоне от 60% до 80%

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Наши рекомендации