Пальцев ведущей руки с речью.
По методике Л. З. Андроновой
1. Рука не напряжена и расположена на любом предмете (лучше на бедре). Кисть руки при этом располагается как при игре на фортепиано, она округла и свободна.
2. Началу каждой синтагмы — фразы соответствует нажатие большого пальца.
3. Пальцы движутся поочередно (1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2...) до окончания слогов в синтагме.
4. Пальцы руки как бы имитируют плавную игру на фортепиано, что способствует слиянию слогов в синтагме.
5. Начало каждого первого слога синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и его четким произношением. Это, является «буксирным» импульсом для запуска первого слога синтагмы.
6. Таким же сильным и длительным нажатием пальца и соответственно акцентированным произношением выделяются все сильные позиции в синтагме (ударения).
7. Теперь все, что вы произносите, вы будете говорить только при помощи руки: слова, фразы, весь речевой материал, который будет даваться в дальнейших занятиях. После окончания режима молчания, все ваши произвольные самостоятельные высказывания должны произноситься только в сочетании с движением большого пальца ведущей руки.
Фраза: Я' — небольшое движение вперед большого пальца,
пой — указательный палец подхватывает,
ду' — средний палец,
гу — безымянный палец,
ля'ть — мизинец.
В речи фраза должна звучать совершенно слитно, как одно слово:
япойдугулять.
Пальцы поочередно, отрываясь от бедра (лучше, чтобы рука лежала на бедре), как бы включаются в речевой поток.
Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей:
Фраза: На' — 1-й большой палец (сильная позиция),
ша — 2-й палец,
Та' — 3-й палец (ударный слог, сильное нажатие пальца),
ня — 4-й палец,
гро'м — 5-й палец (сильная позиция),
ко — 4-й палец,
пла' — 3-й палец (сильная позиция),
чет — 2-й палец.
Руку опустить, расслабиться.
Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей: Уронила в речку мячик.
У - ро - ни' - ла - вреч - ку - мя' - чик.
1п. 2п. Зп. 4п. 5п. 4п. Зп. 2п.
1п — первый (большой) палец.
2п — второй (указательный) палец и т.д.
Развитие мелкой моторики
Речь напрямую связана с дифференцированным движением пальцев рук. Упражнения:
1. Соединить быстро пальцы правой и левой руки.
2. Помассировать палец о палец (кончиками), до 10 движений.
3. Быстрая синхронная «игра на пианино» пальцами левой и правой руки (одной, потом двумя руками).
4. Перебирать рис, гречу (захват двумя пальцами поочередно).
5. Можно перебирать бусы, четки.
Точечный массаж
Точка 2 (Нэй-гуань)
Находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья между сухожилиями.
Самовнушение
Проговариваем с рукой
Цель:связать речь и спокойствие.
Речь легкая, спокойная.
Поза свободная.
Взгляд уверенный.
Вплываю в речь.
Расслабление и спокойствие.
Спокойствие и расслабление.
У меня уверенный взгляд.
У меня прекрасная осанка.
Я спокоен и уверен в себе.
Я отбросил тревогу.
Прогнал страх перед речью.
Когда начинаю говорить, спокойствие не исчезает.
Я говорю спокойно и плавно.
Я переношу приятное расслабление на речь.
Я могу говорить только в спокойном, расслабленном состоянии.
Произносить эти фразы утром и перед сном.
ЗАНЯТИЕ 3
План
1. Чтение дневников о состоянии речи.
2. Проверка домашних заданий занятий 1 и 2.
3. Расслабление рук.
4. Расслабление ног. Формулы внушения.
5. Психотерапевтическое внушение.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.
8. Речевые упражнения.
9. Работа над силой голоса.
10. Путь к себе. Настрой.
11. Точечный массаж.
12. Самовнушение.
Чтение дневников о состоянии речи
Участники группы по желанию зачитывают свои дневники. Перед чтением кратко описываем речевые правила:
• Говорить на выдохе (дыхание диафрагмальное).
• Говорить только в расслабленном состоянии, преодолев страх перед речью.
• Говорить только с движениями пальцев ведущей руки.