Общие умения и знания студентов-практикантов
Студент должен проявить теоретическую готовность к педагогической деятельности.
4.1.1 Аналитические умения:
ü делить педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства);
ü осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
ü правильно диагностировать педагогические явления;
ü вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.
4.1.2 Прогностические умения:
ü умение прогнозировать развитие коллектива, динамику его структуры; развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений;
ü умение прогнозировать развитие личности, ее качеств, чувств, воли и поведения, возможные отклонения в развитии, трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками;
ü умение прогнозировать ход педагогического процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала; затруднения учащихся в учении и других видах деятельности; результаты применения тех или иных методов, приемов, средств обучения или воспитания.
4.1.3 Проективные умения:
ü переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;
ü учитывать при определении педагогических задач и выборе содержания деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;
ü определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
ü отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам, планировать систему совместных творческих дел;
ü планировать индивидуальную работу учащихся с целью развития их способностей, творческих сил, дарований, а также преодоления имеющихся недостатков;
ü отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
ü планировать систему приемов стимулирования активности учащихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
ü планировать способы создания личностно развивающейся среды и поддержания связей с родителями и общественностью.
4.1.4 Рефлексивные умения:
ü соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
ü эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
ü соответствие применявшихся организационных форм возрастным изменениям учащихся и содержанию материала;
ü причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
ü опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
Студент должен проявить практическую готовность к педагогической деятельности.
1.Мобилизационные умения: связаны с привлечением внимания студентов и развитием у них устойчивых интересов к учебной деятельности.
2.Информационные умения: связаны с изложением учебной информации, навыками работы с компьютерными источниками, умением преобразовывать информацию в задачи обучения.
3.Развивающие умения: умения определять зону ближайшего развития отдельных студентов и учебной аудитории в целом.
4.Ориентационные умения: направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения.
5.Перцептивные умения: умения.
6.Межличностные умения.
7.Умения педагогической техники (воля, культура, личность педагога).
4.2 В процессе прохождения педагогической практики студенты должны выполнить следующую работу:
1.Подготовить и провести 2 лекции, 1 семинарское занятие или практическое занятие. Форма учебного занятия избирается студентами при согласовании с руководителем практики.
2.Посетить несколько (2-5) учебных занятий, проведённых сокурсниками, и принять участие в их анализе.
3.Проанализировать собственные учебные занятия.
4.3 Требования к отчетным материалам по педагогической практике:
По окончании педагогической практики студент составляет письменный отчет о проделанной работе и после утверждения его руководителем практики от учебного заведения в течение 2 дней представляет руководителю практики от ЮФУ.
Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период прохождения практики и должен быть заверен подписью руководителя базы практики и печатью учебного заведения. В отчете должны содержаться следующие сведения:
§ краткая характеристика баз практики (название и структура учреждения, место психолога в описываемой структуре, должностные обязанности и круг решаемых вопросов психолога);
§ виды выполненных работ и их результаты;
§ самоанализ проделанной работы (наиболее существенные достижения, встреченные трудности, общая оценка итогов практики)
§ заключение, состоящее из замечаний, предложений, научно-практических рекомендаций.
Кроме отчета, студенты должны предоставить:
§ характеристику от руководителя практики от организации, заверенную печатью (в ней отмечается отношение студента к работе, его инициативность, трудовая дисциплина т.п.);
§ дневник прохождения практики, подписанный и заверенный печатью организации – базы практики;
§ заполненные бланки и протоколы, проведенных диагностических и исследовательских методик с примечаниями и комментариями, обработкой и выводами;
§ ходатайство (согласие) руководителя организации, не являющейся базой практики, принявшего студента для прохождения практики.