Нормативно-правовая база высшего образования
Принципы построения и организационная структура высшего образования в Республике Казахстан
Нормативно-правовая база высшего образования
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования [1].
Высшее образование, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.
В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов.
Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования.
Обязательные параметры рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру. К ним относятся:
· трёхуровневая система высшего образования;
· академические кредиты ECTS;
· академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
· Европейское приложение к диплому;
· контроль качества высшего образования;
· создание единого европейского исследовательского пространства.
Трёхуровневая система высшего образования. После принятия в 2007 году нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» в системе образования Казахстана регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – докторантура), которая предусматривает движение от общего к частному, т.е. сначала человек получает широкое образование по какому-либо направлению, а затем постепенно переходит к более узкой подготовке через образовательные программы, ориентированные на специализацию.
Академические кредиты ECTS. Сегодня во всех гражданских вузах Казахстана внедрена кредитная технология обучения. Разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS, которую все вузы Казахстана должны внедрить к 2015 году. ECTS– это система для обеспечения возможности постепенного накопления и переноса зачетных единиц, основанной на прозрачности результатов обучения и образовательного процесса. Она способствует планированию, оценке, признанию и обоснованию квалификаций и единиц обучения. ECTS широко используется в формальном высшем образовании и может применяться в обучении в течение всей жизни. Созданная для удобства система базируется на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Новые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, предусматривают организацию академической мобильности, разработана Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан. Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Участие в этом процессе означает для наших вузов повышение конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, признание высокой квалификации ученых и преподавателей. В этой связи, без знаний мировых языков, этот процесс представляется достаточно затруднительным.
С целью активизации полиязычного образования в вузах республики внедряется уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами. Так, утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык».
Разработан механизм внутренней академической мобильности по принципу «региональный вуз – национальный университет», когда студенты региональных вузов могут пройти обучение в ведущих вузах республики.
Благодаря государственной программе Министерства «Привлечение зарубежных специалистов в вузы Казахстана для подготовки специалистов с высшим профессиональным и послевузовским образованием» значительно усиливается трансферт знаний и технологий, вырабатываются новые подходы и методики обучения.
Европейское приложение к диплому. Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) является единым официальным документом об образовании, признаваемым всеми странами-участницами Болонского процесса, дает возможность продолжения учебы за рубежом. Приложение заполняется на английском языке и содержит описание характера, уровня, объема, содержания и статуса полученного образования, данные о степени усвоения материала программы, информацию о системе оценивания результатов обучения. Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
Контроль качества высшего образования. В Казахстане аккредитацию вузов будут проводить аккредитационные агентства, внесенные в Национальный реестр аккредитационных агентств. На сегодня в данный реестр включены 4 зарубежных и 2 национальных аккредитационных агентств.
При этом институциональную аккредитацию проводят независимые национальные аккредитационные агентства, специализированную – и зарубежные, и национальные агентства.
В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Для обеспечения качества образования усовершенствован институт аккредитации. Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании» аккредитация будет осуществляться лишь теми аккредитационными агентствами, которые войдут в Национальный реестр аккредитационных органов.
Факультативные параметры Болонского процесса
Факультативные параметры имеют большую значимость в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества:
· гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
· нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
· модульная система;
· дистанционное обучение, электронные курсы;
· академические рейтинги студентов и преподавателей.
Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки. Согласно Государственной Программе развития образования РК на 2011-2020 годы будут пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Прежде всего, будут расширены границы академической свободы высших учебных заведений в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования будет осуществляться по запросам работодателей.
Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору. Наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, элективные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ, что широко используется в практике зарубежных вузов. К 2020 году в стандартах высшего образования компонент по выбору будет доведен до 70%, магистратуры – до 80%, докторантуры – до 95%. Компонент по выбору может включать различные образовательные программы по подготовке кадров по смежным специальностям. Вузы самостоятельно определяют перечень дисциплин компонента по выбору в соответствии с требованиями рынка труда. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов и позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих специалистах.
Модульная система. Одной из особенностей модульной технологии обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи). Модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения, заданным стандартом, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции. Модули используются для более сложной конструкции, к примеру, для образовательной программы.
Дистанционное обучение, электронные курсы. В последние годы высшие учебные заведения Казахстана активно внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. В основном это кейс-технологии и ТВ-технологии. В 42 вузах республики проводится эксперимент по внедрению технологий дистанционного обучения. В целях установления единых требований при реализации дистанционной формы обучения в вузах приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 590 утверждены «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан». Систематически в регионах Казахстана проводятся конференции по внедрению дистанционного обучения[2].
Общие положения и основные задачи высшего учебного заведения РК
Высшим учебным заведением является самостоятельный субъект с правами юридического лица, который реализует образовательные, профессиональные и научные программы и имеет право выдавать документ о высшем образовании.
В состав государственного высшего учебного заведения могут входить учебные, научные, производственные и другие бюджетные или хозрасчетные подразделения, имеющие статус структурных единиц высшего учебного заведения или юридического лица.
Высшее учебное заведение со всеми его подразделениями функционирует как единый учебно-научно-производственный комплекс - учреждение образования.
Основными задачами высшего учебного заведения являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области деятельности;
- удовлетворение социально - экономических потребностей общества в специалистах с высшим образованием;
- подготовка высококвалифицированных специалистов, научно - педагогических кадров;
- организация и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно - конструкторских работ;
- переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов различного профиля [3].
В становлении и развитии одного из старейших учебных заведений Республики Казахстан можно выделить пять основных этапов:
1934—1960 гг. — Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ);
1960—1994 гг. — Казахский политехнический институт (КазПТИ);
с 1994 г. — Казахский национальный технический университет (КазНТУ).
В 1999 г. за особые заслуги в подготовке инженерно-технических кадров страны постановлением Правительства Республики Казахстан КазНТУ присвоено имя выдающегося ученого, академика Каныша Имантаевича Сатпаева.
5 июля 2001 г. Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева университету присвоен особый статус.
История Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева — флагмана инженерного образования республики неразрывно связана с историей нашего государства, его культурой и системой высшего образования.
В 30-е годы XX в. для решения задач по ликвидации технико-экономической отсталости народного хозяйства возникла острая потребность в развитии высшего технического образования в стране.
20 октября 1933 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке кадров для Казахстана» был организовал Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ) с двумя факультетами: горным и цветных металлов в столице Казахстана г. Алма-Ата.
19 сентября 1934 г. прозвенел первый звонок первого учебного года в Казахском горно-металлургическом институте.
Будучи ведущим университетом по техническому образованию, Казахский Национальный Технический Университет имени К.И.Сатпаева внесет свой вклад в интеллектуальное и профессиональное развитие общества путем подготовки специалистов с техническим образованием нового поколения.
Для этого миссией КазНТУ имени К.И.Сатпаева является выполнение основной задачи КазНТУ имени К.И.Сатпаева, которая направлена на:
1) Направление своей деятельности по осуществлению вклада в развитие общества, основанного на знаниях, путем предоставления образовательных программ по системе непрерывного образования;
2) Развитие обучающихся через научно-исследовательскую деятельность, критическое мышление, развитие профессионально-ориентированных навыков и умений;
3) Использование высокопрофессионального опыта обучения студентов в различной образовательной среде;
4) Подготовку нового конкурентоспособного поколения технических специалистов для рынка труда;
5) Развитие среды, которая приветствует и поддерживает людей из разных культур, и создание атмосферы стремления к знаниям, академической интеграции и интеллектуальной мотивации;
6) Проведение научно-исследовательской работы, ведение образовательной деятельности, основанной на передовой мировой практике, и развитие своего брэнда подготовки специалистов;
7) Развитие сотрудничества «университет-индустрия» для соответствия требованиям рынка труда по специалистам технического профиля, для улучшения качества образовательных программ подготовки специалистов для сектора экономики и бизнеса;
8) Разработку дополнительных образовательных и тренинг программ с использованием мультимедиа, новых технологий преподавания для организации обучения по принципу обучения по всей жизни;
9) Установление партнерства с другими университетами, организациями с целью улучшения качества образования, для поддержки технических и культурных связей.
Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева осуществляет подготовку специалистов по 47 специальностям бакалавриата, бакалавриата, 50 специальностям магистратуры и 24 специальностям докторантуры PhD.
Университет имеет сертификат №1 Национального аккредитационного центра МОН РК, прошел международную институциональную оценку Европейской Ассоциации Университетов (EUA).
В КазНТУ обучение ведётся в следующих институтах:
– Институт геологии и нефтегазового дела имени К.Турысова.
– Горно-металлургический институт имени О.Байконурова.
– Институт промышленной инженерии имени А.Буркитбаева.
– Институт информационных и телекоммуникационных технологий.
– Институт высоких технологий и устойчивого развития.
– Институт экономики и бизнеса.
– Институт архитектуры и строительства имени Т.Басенова.
– Институт военного дела (на правах военной кафедры).
– Институт базового образования имени Акжана Машани.
Горно-металлургический институт имени О.А. Байконурова является ведущим научным и структурным подразделением университета. Сегодня это – крупный образовательный и научный центр, который обеспечивает качественную подготовку кадров на основе новых методов и форм обучения с целью формирования высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста и выполнение актуальных научных исследований для горно-металлургического комплекса. Научно-педагогическую работу ведут 162 профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей, в том числе 16 академиков, 31 докторов и 91 кандидатов наук. В составе института девять выпускающих кафедр: кафедра «Маркшейдерское дело и геодезия», кафедра «Открытые горные работы», кафедра «Подземная разработка полезных ископаемых», кафедра «Горные и металлургические машины и оборудования», кафедра «Горные и металлургические машины и оборудования», кафедра «Металлургия благородных металлов и обогащение полезных ископаемых», кафедра «Металлургические процессы, теплотехника и технология специальных материалов»,кафедра «Металлургия цветных металлов», кафедра «Компьютеризация технологических процессов и управления проектами».
Кафедра «Маркшейдерское дело и геодезия» является одной из старейших в Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева. На сегодняшний день кафедра готовит бакалавров по четырем специальностям: 050707 – Маркшейдерия, 050711 – Геодезия и картография. На казахском и русском отделениях этих специальностей обучаются более 900 студентов.
Кафедра нацелена на обеспечение полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области геодезии, аэрофотогеодезии и картографии, на подготовку студентов в условиях рыночной экономики для успешной карьеры в профессиональной и социальной сферах, к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний.
В настоящее время, в связи с переходом системы высшего образования Республики Казахстан на общемировые стандарты, обучение бакалавров проводится по кредитной технологии, в основе которой лежит активизация самостоятельной работы студентов. Главным компонентом этой формы обучения являются учебно-методические комплексы дисциплины (УМК). Профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлено их более чем по 120 дисциплинам.
Кафедра обладает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, насчитывающим более 60 человек, в числе которых доктора технических наук и доценты.
Специальность «Геодезия и картография» в Республике Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных. Без точных карт и геодезических данных невозможны проектирование и строительство инженерных сооружений, эффективное использование земель, добыча полезных ископаемых, навигация и т.д. Сегодня отрасль переходит на новый уровень технологий, требующих высокой оперативности и исключительной точности данных – это спутниковая навигация, цифровое картографирование, дистанционное зондирование Земли, аэрокосмические съемки, лазерное сканирование.
В свете современных требований по внедрению инновационных технологий учебные лаборатории кафедры планомерно оснащаются программно-аппаратными комплексами компьютерных технологий обработки и представления пространственных данных, цифровыми и электронными геодезическими приборами, приборами глобальных навигационных спутниковых систем.
Система подготовки конкурентоспособного специалиста в области геодезии и картографии должна также обеспечить формирование, развитие или коррекцию узкоспециальных знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию у обучаемого широты взглядов, помогает ему понимать и решать общие проблемы, объективно оценивать все новое. [4].