Мнения певцов и педагогов о положении гортани в пении

Общеизвестным является факт, что смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певче­ского звука, следовательно сам вопрос о положении гор­тани в пении является весьма существенным для вокальной пе­дагогики. Практически невозможно изменить положение горта­ни и сохранить при этом прежний характер звучания голоса.

Как показывает практика пения больших певцов, гортань в пении обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения, выбиваясь из него только на со­гласных. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее стояния в пении, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Надо сказать, что движения гортани хорошо заметны только у мужчин, так как у них хорошо выступает кадык. У женщин же с их мягкими кон­турами шеи и невыступающим тупым углом щитовидного хряща эти движения гортани бывают, как правило, почти незаметны. Их можно уловить только на ощупь. Таким образом наблюде­ния, сделанные простым глазом, сделаны были на мужских го­лосах, причем было установлено, что большинство певцов в пе-

нии гортань понижало или оставляло на уровне положения покоя.

На этом основании некоторые певцы и педагоги считают не­обходимым активно удерживать ее в низком или покойном по­ложении. Многие же считают невозможным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.

В наших рентгенологических исследованиях голосообразова-ния у певцов мы интересовались не только объективной карти­ной смещений гортани, но и субъективным мнением певцов о ее положении в пении. Многие певцы заявляли, что не знают, в каком положении находится их гортань в пении, и никогда не думают о ней. Для них вопрос положения гортани в пении не является существенным, привлекающим их внимание. Большое число певцов ясно представляло себе, где у них нахо­дится гортань во время пения, но специально ее установкой не занимались. Наконец, встретились и такие певцы, которые со­вершенно сознательно ставили свою гортань в определенное положение. Последняя группа в большинстве состояла из певцов, нашедших природу своего голоса посредством приемов, связан­ных с нахождением наилучшего положения гортани в пении. Один из таких певцов, заслуженный артист РСФСР, солист Большого театра Н., совершенно ультимативно заявил: «кто не опускает гортань в пении, — тот не певец».

Басы и баритоны театра Ла Скала, с которыми мы беседо­вали, единодушно отметили необходимость в пении низкого по­ложения гортани. Некоторые из них — Н. Гяуров и С. Брускан-тини, указали на возможно более низкое ее положение. Между тем сопрано Мирелла Френи на вопрос, опускает ли она гортань в пении, четко ответила: «...я никогда не опускаю гортань и ни­когда об этом не думаю».

Это разнообразие мнений в отношении вопроса о положении гортани переходит и в практическую вокальную педагогику, а затем в руководства по пению.

Посещая с научной целью классы различных педагогов, мы встретились со всеми перечисленными мнениями. Нашлись и сторонники повышенного стояния гортани в пении и сторонни­ки ее нейтральной позиции. Встретились педагоги, тре­бующие у всех голосов низкого стояния гортани. Большая группа педагогов выступила за полное невмешательство в характер ее смещений. Не будет ошибкой сказать, ,что в насто­ящее время подавляющее большинство педагогов высказы­вается за свободное положение гортани.

Вот некоторые мнения ведущих педагогов, взятые из докладов конференции по вокальному образованию 1940года.' Профессор Е. Ф. Петренко: «...гортань подвижная, несколько

Мнения певцов и педагогов о положении гортани в пении - student2.ru 1 Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. М— Л., Музгиз, 1941, стр. 76, 82, 88, 92, 108.

Основы вокальной методики

Мнения певцов и педагогов о положении гортани в пении - student2.ru пониженная, как при легком зевке»; профессор Д. Г. Евтушенко: «...наиболее выгодным положением для гортани нужно считать свободу и непринужденность ее движений. Беглость, staccato, трель невозможны при напряженной гортани»; профессор М. В. Владимирова: «Я добиваюсь свободного открывания рта, когда нижняя челюсть лишена какого-либо напряжения, мягко, естественно откинута вниз, — это дает свободное положение гортани»; профессор П. 3. Андреев: «Главнейшая премудрость в этом вопросе заключается в совершенно спокойном, нормаль­ном положении гортани во время образования певческого звука и в минимальной атаке его»; профессор П. И. Тихонов: «Уста­новка гортани при пении предоставляется подсозантельной ра­боте организма. Правильность ее певческого положения опре­деляется качеством звука, но отнюдь не предвзятым мнением о необходимости держать ее высоко или низко».

Известный певец и педагог, доцент С. П. Юдин, в своей книге пишет: «Понижение гортани вызывается рядом опреде­ленных причин, поэтому нарочито делать это понижение не нужно, но и мешать ему, по тем же соображениям, не следует.1

Известный американский педагог, автор книг «Ваш голос» и «Наука о голосе», Дуглас Стенли 2 стоит за среднее положе­ние гортани, «...удерживаемое на всех гласных и на всем диапа­зоне».

Как показывает практика, «свободное», «нейтральное», «подсознательное» положения далеко не всегда выру­чают певца. Часто только верно подсказанное или найден­ное им самим наилучшее положение приводит к полному ра­скрытию всех вокальных качеств голоса.

Наши рекомендации