Что умеет дошкольник 3—5 лет?

Мы даем основные положения.

ф В 3 года ребенок способен удерживать внимание на одном объекте, на одном задании, но плохо удержи-

вает в памяти условие задачи, которую вы перед ним поставили, быстро отвлекается и легко переключается на более яркое, громкое. В этом возрасте трудны клас­сификации, сличение, различие, выделение, сравне­ние. Ребенок уже хорошо бегает, умеет бросать мяч, кататься на велосипеде, может расстегивать молнии, кнопки, пуговицы (застегивать еще трудно).

I Легко строит башню из кубиков, складывает кубики по рисунку, может сложить головоломку (не более восьми частей, но медленно).

I Умеет копировать круг, квадрат, прямые и пересекаю­щиеся линии.

I Рисует человека (голова, туловище, руки, ноги).

i В 4 года ребенок начинает планировать свою деятель­ность, более четко удерживать в памяти условие зада­чи. Но еще трудно довести задание до конца, сосредо­точить свое внимание на изменениях предмета своей деятельности.

I Совершенствуются способности выделять, сравнивать, различать, но этот процесс еще труден.

I Ребенок хорошо использует в работе обе руки и имен­но в этом возрасте формируется четкое предпочтение правой или левой.

I Может копировать треугольник и самостоятельно на­рисовать круг и квадрат без образца (углы квадрата закругленные).

I Уже знает и умеет писать некоторые буквы (соотноше­ние штрихов может быть неправильным и зеркаль­ным).

I Словарный запас приблизительно 1500 слов.

IВ 5 лет дети умеют и любят планировать свою деятель­ность, хорошо воспринимают и удерживают инструк­цию, могут сосредоточенно, без отвлечений работать 10—15 минут.

I Способны одновременно выделять, сравнивать, клас­сифицировать, могут проводить попарное сличение.

# Детям доступны точные и координированные движе­
ния, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнур­
ки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.

# Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая раз­
меры, пропорции, соотношение штрихов) копируют ге­
ометрические фигуры и их сочетания, хорошо различа­
ют наклонные, вертикальные и горизонтальные линии.

ф Словарный запас приблизительно 2000 слов.

Нам хотелось бы еще раз обратить внимание родите­лей на то, в каких случаях им следует быть особенно внимательными к развитию леворукого ребенка. Мы мно­го говорили о факторах риска в развитии до школы, но опыт показывает, что родителям необходимо более под­робное разъяснение таких факторов риска, как небла­гоприятное течение беременности и родов, а также не­благоприятных симптомов в поведении и состоянии ре­бенка, которые должны привлечь их внимание.

1. Неблагоприятное течение беременности:

— различные заболевания, особенно те, при которых
назначались большие дозы антибиотиков, гормоны и
другие препараты;

— несовместимость крови по резус-фактору, особенно
если до этой беременности были роды, аборты, выки­
дыши;

— различные психические травмы (например, смерть
или тяжелая болезнь родственников, неблагополучная,
конфликтная атмосфера в семье);

— различные переживания, связанные с учебой, экза­
менами, работой и т.п.;

— длительное, выраженное переутомление, связанное
с учебой или работой;

— токсикозы как в первой, так и во второй половине
беременности (тошнота, рвота, непереносимость оп­
ределенных видов пищи и т.п.);

Г20

— склонность к потере сознания, неустойчивость ар­
териального давления в сторону его повышения или
значительного снижения, отеки, нарушение деятель­
ности почек, печени и т.п.;

— перенесенные травмы (падения, ушибы);

— курение, прием любых алкогольных напитков, даже
в небольших дозах.

2. Осложнения при родах:

— длительное тяжелое течение родов, во время кото­
рых применялись разные методы стимуляции, а также
различные инструментальные вмешательства, напри­
мер, щипцы;

— очень быстрые (стремительные) роды;

— раннее отхождение вод (сухие роды);

— кесарево сечение;

— неправильное предлежание плода (ягодичное, нож­
ное, поперечное);

— обвитие пуповиной;

— внутриутробная гипотрофия;

— асфиксия;

— родовые травмы, нарушение мозгового кровообра­
щения;

— нарушения в состоянии здоровья матери в течение
родов.

3. Что должно привлечь внимание родителей на первом году жизни ребенка:

— выраженное беспокойство, крикливость;

— нарушение сна;

— плохой аппетит, частые срыгивания;

— плохая прибавка в весе тела;

— частые или длительные заболевания, применение
больших доз антибиотиков или других лекарственных
препаратов;

121

— такие нарушения со стороны нервной системы, как
склонность к судорогам, парезы, параличи, повыше­
ние внутричерепного давления, повышение тонуса
мышц (гипертонус). Обычно такие дети состоят под
наблюдением у невропатолога;

— задержки в развитии: поздно начал ходить (после
года), плохо реагирует на звук, свет, берет игрушки и
следит за предметами;

— поздно появляется улыбка, лепетная речь.

4. Что должно беспокоить родителей в возрасте ребенка от 3 до 5 лет:

— чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость,
импульсивность, драчливость;

— неспособность сосредоточиться на одном задании
даже очень короткое время;

— раздражительность, плаксивость;

— чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

— плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает, про­
сыпается в страхе, плачет, мочится в постель);

— частые простудные заболевания;

— хронические болезни;

— тики (подергивание век, мышц лица, шеи и т.п.);

— страх темноты, одиночества;

— сниженная острота зрения (близорукость, дально­
зоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

— нарушения со стороны органов уха, горла и носа:
хронический тонзиллит, значительное увеличение мин­
далин, аденоиды, снижение остроты слуха;

— задержка в речевом развитии (появление связной
речи к 3 годам или в более позднем возрасте);

— дефекты звукопроизношения (например, неправиль­
но произносит звуки «р», «л», «с», «ш» и т.п.). Общая
смазанность (невнятность) речи, сопровождающаяся по­
вышенным слюноотделением; заикание.

Внимательно еще раз прочтите все вопросы и поставь­те галочки (или плюсы) в тех графах, которые соответ­ствуют вашей ситуации.

Если галочек (плюсов) будет больше пяти, не откла­дывайте свой визит к детскому психоневрологу. Прежде чем начинать систематические занятия с педагогом, от­давать ребенка в дошкольную гимназию, в студию (воз­можны любые другие варианты), проконсультируйтесь с врачом. Если у ребенка есть любые нарушения речевого развития, необходима дополнительная консультация ло­гопеда.



122

Наши рекомендации