Концепции структуры деятельности учителя

1. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. КУЗЬМИНА выдели­ла и описала психологическую структуру деятельности учителя.

В нее входит пять функциональных компонентов: гностический, коммуникативный, организаторский, про­ектировочный и конструктив­ный. Все представленные компоненты не только взаимо­связаны, но и достаточно сильно пересекаются. Например, к проблеме педагогического воздействия непосредственное отношение имеют коммуникативная, организаторская и конструктивная деятельность.

Гностический компонент связан со сферой знаний педагога. Это не только знание своего предмета, но и знание средств педагогической коммуникации, знание психологических особенностей личности учащихся, а так­же особенностей своей личности и деятельности.

Коммуникативный компонент характеризует специфику взаи­модействия преподавателя с учащимися; при этом акцент делается на эффективности педагогической деятельности, с достижением ди­дактических целей.

Организаторский компонент связан с системой соответствующих умений учителя, не только организовать деятельность учащихся, но и свою собственную. Этот компонент в значитель­ной степени невозможен без его коммуникативной активности.

Проектировочный компо­нент включает в себя дальние, перспективные цели обучения и воспитания, а также стратегии и способы их достижения. Проектировочный компонент, несомненно, связан с методами воспитания и обучения, но не так прямо, как конструктивный.

Конструктивный компонент отража­ет особенности построения педагогом собственной деятельности и деятель­ности учащихся с учетом ближайших целей обуче­ния и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Конструктивная деятельность преподавателя, непосредственно связанная с проблемой методов обучения и складывается из реализации четырех функций: презента­тивной, инсентивной, корректирующей и диагносцирующей.

Презентативнаяфункция состоит в предоставлении учащимся содержания материала. Выполнение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм и способов предъявления содержания обучения и имеет в виду сам факт такого предъявления.

Инсентивная функция заключается в побуждении учащих­ся к усвоению той или иной информации. Реализация этой функции связана с постановкой вопросов, оценкой ответов и т. д., например, проблемного метода.

Корректирующая функция - фун­кция исправления и сопоставления результатов деятельности самих учащихся.

Диагносцирующая функция по существу обеспечивает обратную связь.

PS - При сравнительном изучении учителей с высоким и низким уровнем мастерства удалось выявить интересные различия. Оказалось, это у учителей с высоким уровнем мастерства преобладают воздействия организующего, а не чисто дисциплинарного характера (организаторский компонент деятельности). С ростом мастерства педагога число непосредственных воздействий сокращается, но зато увеличивается их разнообразие.

2. Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в трудах А.К. МАРКОВОЙ. Она разделила педагогические умения на несколько групп.

Первая группа связана спроблемной педагогической ситуацией ивключает в себя:

§ умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач;

§ принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности;

§ умение предвидеть близкие и отдаленные резуль­таты решения педагогических задач и др.;

§ умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;

§ умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

Вторую группу связана сумением работать с содержанием учебного материала: (восприятие и переработка)-

· способность к педагогической интерпретации разнообразной информации;

· демонстрация межпредметных связей;

· умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

· умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитан­ности школьников, определять реальные учебные возможности школьников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся;

· умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учите­ля и др.

Третья группа – связана со знаниями педагога:

· умение использовать психолого-педа­гогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и пе­дагогики;

· умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;

· умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа умений, связана с социальной педагогической перцепцией:

· это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой;

· умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников;

· умение учителя увидеть личность ученика в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;

· создание условий для стимуляции слабораз­витых черт личности отдельных учеников.

Пятая группа сфера педагогического общения включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения, главными из которых являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резер­вов личности ученика:

§ владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами);

§ умение понять позицию другого в общении, умение встать на точку зрения ученика;

§ проявить интерес к его личности, ориентация на развитие лич­ности ученика;

§ умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

§ умение создать обстановку довери­тельности, терпимости к другому человеку;

§ преимущественное использование орга­низующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

§ преобладание демократического стиля руководства;

§ умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа -умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии:

· умение реализовать и развить свои педагогические способности;

· умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;

· способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа - способностей осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуаль­ного стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны.

Восьмая группа умений включает навыки диагностирования:

· умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года;

· умение определять состояние деятельности, уме­ний и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;

· умение выявить отдельные показатели обучаемости;

· уме­ние стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений связанных с самопознанием (рефлексией): - это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом:

· умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами;

· умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результа­тивности и профессионализма.

Наши рекомендации