Место дисциплины в структуре образовательной программы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

“СОГЛАСОВАНО” Заведующий кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика» ____________/ И.Ю.Василенко /   “____ ”____________. 2015 г.   “УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой «Начальное и дошкольное образование»     ____________/ Н.Н. Мурованая /   “____ ”____________. 2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б8 Педагогика
(шифр и название дисциплины)
 
 
направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование"
  (шифр и название направления подготовки)
   
профиль "Дошкольное образование"
  (название профиля)
   
уровень высшего образования бакалавриат
  (бакалавриат, специалитет, магистратура)
   
квалификация академический бакалавр
  (название)
             

Севастополь

Рабочая программа дисциплины «Педагогика» для студентов направления подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" (профиль – "Дошкольное образование"):

1. Разработана на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация академический), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от ___________ г. № ____.

– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________2015 г. № __

2. Впервые утверждена и введена в действие на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»________20__г., протокол №____.

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Начальное и дошкольное образование» от «___»____________20__г., протокол №____.

3. Разработчики рабочей программы: Попова Е.А., кандидат педагогических наук, Ковалёва Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОиППиП

Содержание

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы.. 4

2. Содержание и структура учебной дисциплины.. 7

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 12

3.4 примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения и индивидуальных заданий. 21

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 32

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. 34

5. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 43

6. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 43

7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 44

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 44

Приложение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Целями освоения дисциплины «Педагогика» является формирование системы компетенций, наличие которых обеспечит готовность бакалавра к решению основных профессиональных задач в области педагогической деятельности.

Задачами дисциплины является обеспечение освоения студентами аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования развивающего и воспитывающего обучения; вооружение студентов знаниями умениями, необходимыми для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего поступательное развитие познавательной и личностной сфер учащихся, а так же развитие у студентов психолого-педагогического мышления и других компетентностей профессионального педагога.

Дисциплина «Педагогика» участвует в формировании следующих профессиональных компетенций:

Педагогическая деятельность - общепрофессиональных компетенций:

ОПК-4 - Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования – пороговый уровень;

профессиональных компетенций:

Педагогическая деятельность - ПК-3 - Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности – пороговый уровень;

Исследовательская деятельность - ПК-11 - Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования – пороговый уровень.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО Владения Умения Знания
ОПК - 4 (І) Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования - пороговый Владеетв общем виде основами нормативно-правовойбазы в сфере образования; теоретически готов использовать в профессиональной деятельности нормативные документы в сфере образования. Умееториентироваться и выбирать необходимые нормативные документы в области образования в профессиональной деятельности Знаетосновныенормативные документы в области образования в профессиональной деятельности, их цели и задачи; знаетособенности развития современного образования: тенденции, перспективы
ПК-3 - (І) Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности - пороговый Владение способностью к анализу и коррекции процесса решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности умениями на элементарном уровне анализировать, обобщать и применять изученный опыт решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Умение решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности определять задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности   Знание современных методик и инновационных технологий воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
ПК-11 - (І) Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования - пороговый Владеет на основными систематизированными теоретическими и практическими знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования - Умеет использовать понятийный аппарат науки, основные систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования Знает основной понятийный аппарат науки, существенные характеристики педагогических явлений, а так же основные способы использования педагогических знаний для решения исследовательских задач в области образования

Предполагается, что в результате изучения дисциплины студент будет:

знать:

- ценностные основы образования и профессиональной деятельности в сфере образования;

- документы, составляющие нормативно базу системы образования и регламентирующие содержание образования

- понятийный аппарат педагогической науки; закономерности, принципы обучения и воспитания;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- современную структуру системы отечественного образования и тенденции ее развития;

- специфику процессов воспитания и обучения на различных ступенях образования, в образовательных учреждениях разного типа;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

- теории обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- основные группы методов педагогических исследований проблем образования, методологи у логику научно-педагогического исследования;

уметь:

- оперировать системой педагогических терминов и понятий, соотносить их с содержанием профессиональной деятельности;

- ориентироваться в современных проблемах образования;

- применять знания о педагогических закономерностях, формах, средствах, методах при анализе и оценке различных ситуаций образовательного процесса;

- использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть профессионального цикла Б1.1Б8 ОПОП и формирует у студентов научные представления об образовании как педагогическом процессе и особенностях педагогической деятельности.

Дисциплина «Педагогика» имеет логическую и содержательно-методическую связь с такими дисциплинами, как «Философия», «Психология», «Русский язык и культура речи» и является основой для последующего изучения курсов «Дошкольная педагогика» (2 с), «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования» (6 с) и прохождения педагогической практики (8 с).

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают в себя:

- умение использовать различные виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках;

- умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

- готовность использовать полученный опыт для профессиональной деятельности.

Дисциплины и практики, которые изучаются параллельно и имеют связь планируемых результатов обучения (кореквизиты): «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Дисциплины и практики, для изучения которых потребуются знания, полученные в результате изучения данной дисциплины (постреквизиты): «Методики обучения и воспитания в области дошкольного образования» - 2, 7, 8 с, «Этнопедагогика», « Дошкольная педагогика» - 2-4 с., «Методология и методика психолого-педагогического исследования» 2 с, «Педагогическая психология» - 8 с, «История дошкольной педагогики» - 7-8 с., «Сравнительная педагогика» - 4 с., «Моделирование образовательных программ» - 7 с., «Организация дошкольного образования» - 7 с. «Методическая работа в ДОО» - 7 с., «Теория и технология воспитания и развития детей» - 3-7 с. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для производственной (профессионально-профильной) практики.

Наши рекомендации