Создание условий для переключения Л - П
Упражнения в следующей главе разработаны специально для осуществления перехода сознания из Л- режима в П- режим. Исходной предпосылкой этих упражнений является то, что сам характер поставленной задачи может влиять на то, какое из полушарий возьмет управление на себя и займется этой работой, отключая при этом другое полушарие. Как я уже говорила, ученые утверждают, что полушария либо включаются поодиночке — состояние “включено” в одном полушарии вызывает состояние “выключено” в другом, — либо включаются оба, но одно из полушарий главенствует, осуществляя контроль над действием (внешним поведением). Но вопрос заключается в том, какими именно факторами определяется, которое из полушарий будет включено и/или будет осуществлять контроль.
Основываясь на изучении животных, пациентов с разделенным мозгом и людей с неповрежденным мозгом, ученые пришли к убеждению, что вопрос о главенстве может быть решен, в сущности, двумя путями. Один путь — это скорость: какое полушарие включается в работу быстрее? Второй путь — мотивация: какое полушарие в большей степени заинтересовано в выполнении данной задачи или какому полушарию эта задача больше нравится? И наоборот: какое полушарие меньше заботится о выполнении работы или любит ее меньше?
Так как рисование наблюдаемой формы — это, в основном, функция правого полушария мозга, мы должны исключить из этого процесса вмешательство левого полушария. Наша проблема заключается в том, что левое полушарие мозга является доминантным и быстродействующим и очень склонно вмешиваться в процесс со своими словами и символами, принимаясь даже за работу, не слишком подходящую для него. Исследования пациентов с разделенным мозгом показали, что левое полушарие мозга любит 6ыть начальником, так сказать, и предпочитает не уступать работу своему немому партнеру, если только она не слишком ему неприятна — либо потому, что занимает слишком много времени, слишком кропотливая или медленная, ли6о потому, что оно просто не в состоянии справиться с ней. Это как раз то, что нам необходимо, — задачи, которые отвергает доминирующее левое полушарие. Нижеследующие упражнения разработаны с тем расчетом, чтобы поставить перед мозгом задачу, которую левое полушарие или не может, или не желает выполнять.
Ацтеки в древней Мексике использовали левую руку при изготовлении лекарства для почек, правую — при лечении печени.
Индейцы майя были убежденными правшами: подергивание левой ноги оракула предвещало бедствие.
Из “Руководства для левшей”,
Дж. Блисс и Дж. Морелла
Инки древнего Перу считали леворукость знаком удачи.
“В прозе худшее, что можно сделать со словами, — это подчиниться им. Когда вы думаете о конкретном предмете, то думаете без слов, а затем, если хотите описать предмет, который визуализировали, вероятно, начинаете охотиться за словами, пока не найдете точных слов, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют этому предмету. Когда вы думаете о чем-то абстрактном, то более склонны к тому, чтобы использовать слова с самого начала, и, если вы не сделаете сознательного усилия, чтобы предотвратить это, в процесс вторгается привычный лексикон и проделывает за вас всю работу ценою затемнения или даже изменения смысла. Видимо, лучше как можно дольше отказываться от использования слов и добиться такой ясности смысла, какая возможна при созерцании картин или при непосредственном ощущении”.
Джордж Оруэлл “Политика и английский язык”
Глава 4