Тема 2. История становления социальной педагогики
Гостева Екатерина, группа ПП14-14Б
1. Социальная педагогика как область социальной практики.Социальная педагогика как область социальной практики отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институтов социума. Своим объектом она имеет человека в его социальной среде (в их взаимосвязи). Предметом же социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие (отношения) человека и социума (в различных его видах и типах). Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека.
2. Развитие милосердия и благотворительности в дохристианской России.Каждый народ имеет свой неповторимый путь развития. Гуманистические чувства, способность к состраданию закрепляются как культурный феномен там и тогда, когда становятся «выгодными», способствуют более качественному выживанию общества.
Весь ход социально-экономического и культурного развития восточных славян подготовил благоприятную почву постепенного восприятия ими православной христианской веры. Она была созвучна с характером, нравами русского народа, его природной духовностью и открытостью.
Параллельно с парадигмой индивидуальной помощи возникают формы взаимоподдержки. Они связаны не с индивидуальными формами защиты, а с коллективными, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду. Братчина – более поздняя форма почитания богов. Если у мужика осталась несжатая десятина, то в первый праздничный день после обедни он звал «помочь», от которой никто не отказывается.
Таким образом, уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть наравне или оказываются недееспособными. В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежит «всякая взаимовыручка», в более узком экономическом смысле – форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности.
Ранние формы поддержки первоначально носили ритуальный характер и до XIX в. сохранили форму народных праздников
3. Благотворительность в христианской Руси.Развитие благотворительности в России после принятия христианства происходило постепенно, в несколько этапов.
Первый этап IX–XIV вв. – благотворительность существовала как деятельность отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Церковь взяла под свой контроль всю юридическую сторону благотворительности общества. Именно церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри – монастырская система помощи и через приходы – приходская система помощи. полученные средства тратила на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных
Монастыри выполняют четыре основных функции: лечение, обеспечение неимущих (милостыня), обучение и контроль. Постригающиеся в монашеский сан обязаны были приносить дар (в основном в виде земельных угодий) монастырю, что позволяло вести стабильную и сытую жизнь в его стенах. Так складывается пансионная система поддержки.
Став крупнейшими собственниками, монастыри столкнулись с государственной властью. Окончательное подчинение церкви государственной власти произошло в XVIII в. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе и деле призрения. Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции защиты и порядка, то есть появляется то передаточное звено между волей князя и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся.
Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся – частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих.
Второй этапс начала XVII в. до реформы 1861 г. – зарождение государственных форм призрения. Начало этому этапу положил указ царя Федора Алексеевича о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. В 1706 г. Петр I стал создавать приюты для «зазорных» младенцев.
Петр Великий выступил энергичным противником нищелюбия и милосердия. Около десятка его законодательных актов касаются этой проблемы. Особой заботой при Петре пользовались военные. В 1712 г. неспособные к военной службе определялись в богадельни.
Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук церкви и построить его на новых началах, возложив заботу на государственные, светские структуры
В годы правления дочери Петра I Елизаветы была облегчена участь малолетних преступников, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 г. императрица подписала указ об отмене смертной казни
На государственную основу попыталась поставить призрение Екатерина II. По ее поручению над этим работал И. И. Бецкой, который был назначен в 1763 г. директором Академии художеств и занимался проблемами воспитания. По его предложению в Москве и Петербурге открыли воспитательные дома для сирот, подкидышей
Екатерина II и ее преемники не препятствовали развитию частной благотворительности и меценатства В России долго дебатировался не решенный до конца и сегодня вопрос: кому должна быть предоставлена организация призрения – государству или самоуправляющимся союзам
Третий этапс 1861 г. до революции 1917 г. – ликвидация крепостничества. Его суть в переходе от государственной благотворительности к частной. Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. Городские управления тратили огромные средства на нужды образования, полностью содержали муниципальные учебные заведения и частично всевозможные воскресные, вечерние, ремесленные и прочие курсы.
На рубеже веков резко выросла частная благотворительность, меценатство. Правительство поощряло деятельность меценатов, награждало их орденами, предоставляло льготы, производило в дворянство, выдавало персональные пенсии и пособия
Развитие благотворительности вызвало необходимость и в подготовке специальных кадров для этой работы. Первая Социальная школа была открыта на юридическом факультете Московского психоневрологического института в октябре 1911.