Общие меры, включаемые в состав отраслевых программ

Методические материалы по дополнению государственных программ Российской Федерации в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта и туризма мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства (ГЧП)

Введение

Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р (далее – Дорожная карта) и в целях содействия в реализации Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 – 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 г. № 3468п-П44 (далее – Комплекс мер).

Пунктом 30 Дорожной карты предусмотрено дополнение государственных программ субъектов Российской Федерации в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта и туризма на период до 2020 года мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере (далее – социальные услуги), и развитию государственно-частного партнерства.

Мероприятия по поддержке негосударственных, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, необходимо предусмотреть в следующих государственных программах субъектов Российской Федерации:

отраслевых государственных программах субъектов Российской Федерации[1] в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта и туризма;

государственных программах субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию социально ориентированных некоммерческих организаций;

государственных программах субъектов Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства;

государственных программах субъектов Российской Федерации по развитию информационного общества.

Содержание указанных изменений должно быть увязано в том числе
с содержанием комплексного плана субъекта Российской Федерации по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, разрабатываемого
в соответствии с пунктом 35 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 – 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец
от 23 мая 2016 г. № 3468п-П44.

Рекомендации по подготовке указанного комплексного плана были направлены
в субъекты Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 1 июля 2016 г. № 19657-ОФ/Д04и.

При необходимости целесообразно провести дополнительную работу
по изучению возможностей негосударственных организаций по предоставлению услуг
в социальной сфере, ориентированную на дополнение государственных программ субъектов Российской Федерации с учетом сложившейся практики деятельности негосударственных организаций в субъекте Российской Федерации и оценки удовлетворенности граждан оказываемыми услугами в социальной сфере.

В рамках проведения данной работы в субъекте Российской Федерации необходимо в первую очередь:

проанализировать деятельность работающих в субъекте Российской Федерации негосударственных организаций в сферах социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, в том числе с привлечением средств государственной поддержки, бизнеса, благотворительных фондов, иных источников,
а также располагающих необходимым кадровым и организационным потенциалом;

провести консультации с указанными негосударственными организациями
о возможности и заинтересованности в предоставлении ими услуг в социальной сфере, их готовности работы на рынке данных услуг, в т.ч. в рамках финансирования
из средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

проанализировать потребности негосударственных организаций
в государственной поддержке, необходимой для устойчивого оказания ими услуг
в социальной сфере.

Также рекомендуется провести комплексный анализ оказания услуг в социальной сфере государственными и муниципальными учреждениями и потребностей граждан
в этих услугах в целях:

выявления услуг, по которым оказывающие их государственные
и муниципальные учреждения не полностью обеспечивают существующий объем потребностей, для возможного дополнительного привлечения к их оказанию негосударственных организаций;

выявления услуг, не востребованных у граждан, оказываемых неэффективно или с недолжными результативностью и качеством, для возможного перераспределения средств на оказание услуг негосударственными организациями;

выявления услуг, востребованных у граждан, но в настоящее время
не оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, для возможного выделения средств на их оказание негосударственными организациями;

выявления уровня удовлетворенности граждан конкретными услугами государственных и муниципальных учреждений и востребованности аналогичных услуг конкретных негосударственных организаций для возможной передачи последним бюджетных средств на оказание данных услуг.

Общие меры, включаемые в состав отраслевых программ

Меры финансовой поддержки

Рекомендуется предусмотреть, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение предоставления услуг в социальной сфере негосударственными организациями:

путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в т.ч. в рамках возмещения затрат на предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 442-ФЗ);

путем проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

за счет средств потребительских целевых субсидий (сертификатов, ваучеров).

2.1.1.Механизм предоставления субсидий

а) Субсидии на компенсацию недополученных доходов за фактически оказанные услуги.

Применяется, наряду с другими способами, в сфере социального обслуживания населения, в соответствии с законом № 442-ФЗ. Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Письмом Минтруда России от 6 сентября 2016 г. № 12-4/10/П-5566 субъектам Российской Федерации рекомендовано установить в порядке возмещения средств
по результатам оказания услуг социально ориентированным некоммерческим организациям максимальный срок в 1 месяц.

В целях повышения эффективности использования механизма компенсаций целесообразно включить в государственную программу мероприятия по созданию (модернизации, поддержке) автоматизированной информационной системы персонифицированного учета получателей услуг, мер социальной помощи и поддержки.

б) Субсидии некоммерческим организациям на предоставление определенного объема услуг.

Данный способ применяется в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В силу отсутствия или недостаточности у большинства некоммерческих организаций, способных оказывать услуги в социальной сфере, оборотных средств на покрытие соответствующих расходов, рекомендуется при предоставлении данных субсидий в целях бесперебойного оказания услуг обеспечивать механизм авансирования расходов некоммерческих организаций.

2.1.2. Механизм закупок услуг для государственных (муниципальных) нужд

Данный способ целесообразно применять при наличии конкурентного рынка и необходимости отбора наилучшего по цене и качеству предложения в рамках законодательства о Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2.1.3. Механизм целевых потребительских субсидий

Рекомендуется внедрение практики использования механизма потребительских сертификатов на получение услуг и включение в государственные программы мероприятий по финансовому обеспечению услуг для предъявителей сертификатов. Сертификат может выступать как инструментом осуществления получателем социальных услуг выбора поставщика из нескольких действующих поставщиков, так и способом финансового обеспечения адресного предоставления определенного пакета услуг при наличии очередности.

Наши рекомендации