Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Магистранты заочной формы обучения изучают рекомендуемый материал опираясь на теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий и используя предлагаемую преподавателем электронную базу текстов. При подготовке проектов учебных занятий магистранты руководствуются заданием для заочной формы обучения. Курсовая работа и творческое задание для магистрантов заочной формы обучения не предусматривается.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
А.А. Смирнова
«____»_______________2012год
Факультет социально-культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности
Руководство для преподавателя
«Методика преподавания специальных дисциплин»
( наименование дисциплины)
для направления (ий) подготовки
071800. 68 Социально – культурная деятельность
Квалификация (степень) выпускника
магистр
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Санкт-Петербург
Данная программа составлена с учетом возможности ее освоения в рамках действующего учебного плана. Предмет является дисциплиной базовой части по общенаучному циклу М.1.1.3.
Необходимость преемственности в учебном плане, в изучении данного предмета обусловлена радикальными изменениями в общественной и государственной жизни России, которые имеют неоднозначные последствия. Складывается новая система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры и отражающая специфику процессов, происходящих в информационном обществе. Это находит выражение в многообразии и противоречивости культурных процессов когда, с одной стороны, исчезает чувство культурной изоляции, возвращаются многие ценности, несправедливо преданные забвению. С другой, во многом заново, осваивается духовный потенциал минувших эпох, который входит составной частью в культуру современной России, в процесс формирования гражданского общества.
Данная ситуация требует принципиально иного уровня подготовки специалистов социально-культурной сферы. Сегодня менеджер социально-культурной деятельности - это специалист с высокой теоретической подготовкой в области правового, экономического и организационного регулирования деятельности учреждений КДС, общественных объединений, педагогики и психологии малых групп.
Подготовка по направлению социально-культурная деятельность требует переосмысления накопленного педагогического опыта в сфере социально-культурных технологий с учетом современных реалий, корректировки методологических основ профессии.
Сегодня очевидно, что субъектом социально - культурной деятельности стал сам человек. Профессиональные менеджеры социально-культурных технологий - субъекты трудовой деятельности по созданию максимально благоприятных условий - психолого-педагогических, организационных, экономических, правовых и т.д., необходимых для развития социально-культурного творчества различных социальных групп. Изменение методологических основ организации досуга ориентирует специалистов на развитие и поддержку культурных инициатив, на создание условий для самостоятельной культурной деятельности, самоорганизации в сфере свободного времени, к созданию условий решения проблем самореализации и индивидуализации человека на основе этики творческого развития личности, ее свободного самоосуществления. Эта позиция наиболее полно отражает сущность социально - культурной деятельности, что требует пересмотра многих положений, в том числе целевых ориентиров и содержания деятельности субъектов – менеджеров СКД.
Такое понимание сущности социально-культурной деятельности предъявляет достаточно высокие требования к качеству подготовки магистрантов. Менеджер досуга - это по существу, педагог, профессиональной обязанностью которого является создание условий для наиболее полного развития и самоосуществления личности, ее самореализации в культурно-досуговых формах деятельности. Эта сверхзадача определяет содержание деятельности специалиста на всех уровнях - региональном (в различном масштабе), институциональном (то есть на уровне работы конкретного учреждения, общественного объединения), межличностном (создание благоприятного социально-психологического климата в самодеятельном объединении) и т.д.
Предмет " Методика преподавания специальных дисциплин" является обязательным. В общей структуре раскрываются подходы к пониманию специфики педагогической и творческой деятельности. Особое внимание уделяется методологии предмета, междисциплинарным связям с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, что позволяет усилить мотивационную привлекательность предлагаемого материала и облегчить его понимание и усвоение.
Необходимо объяснить магистрантам, что в современных условиях вузовского обучения каждый будущий специалист, независимо от его знаний по направлению подготовки, обязан иметь навыки педагогической деятельности с целью оптимизации собственной профессиональной подготовки. Умелое планирование учебной деятельности предполагает четкое видение преподавателем образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач преподаватель должен подготовить текстовое (лекции) обеспечение учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронную базу текстов, которые станут основой построения учебно-методического комплекса, разработать методическое пособие по изучению курса.
Задания по предмету (лекционные разработки, программы семинарских и практических занятий и др.) обязательно готовятся студентами по выбору в текстовом или в электронном виде. В процессе обучения необходимо ориентировать студентов на использование интерактивных форм с возможным применением электронных презентаций и мультимедийных средств.