Упражнения для развития слуха

Подойдите к инструменту, найдите ноту до первой октавы и легко ударьте ее. Звук повторите нараспев и на речь. Поначалу звук может быть неточный, но при неоднократном его повторе­нии вы сами услышите правильное его звучание. Быстрый пере­ход с речи нараспев и с распева на речь представляет немалые трудности, справиться с которыми можно только при постоян­ной тренировке. Но это упражнение развивает слух и определяет интонацию речи. Как выработать правильную и приятную инто­нацию, выразительность, широкие голосовые возможности?

Существуют специальные упражнения, которые помогают воспитывать голос. Параллельно с воспитанием голоса и разви­тием дыхания необходимо практиковаться в произношении гласных. Занятия должны строиться на основе фонетической специфики русского языка с учетом особенностей литературной речи.

Гласные звуки - основные элементы нашей речи, без них звучание невозможно. Для работы над гласными звуками можно использовать следующие: И, Э, А, О, У, Ы. Звуки следует про­износить медленно и длительно. Эти упражнения делаются для того, чтобы было понятно положение рта при произношении каждого из звуков, и в дальнейшей работе над текстом экскур­совод не думал об отдельных звуках, а сосредоточил все внимание на логической стороне и художественной образности своего выступления.

Упражнение 1

Звук И. При его произнесении рот слегка раскрыт, как бы в улыбке, уголки рта прижаты к коренным зубам. Зубы разомк­нуты примерно на 2-3 мм, мускулы подбородка не напряжены.

Для упражнения на звук И можно рекомендовать пословицу «Не в свои сани не садись». Произносить ее следует ясно, мед­ленно, четко выговаривая каждое слово, обращая внимание на то, чтобы концы слов в тексте не пропадали. На правильное произношение звука И обращается особое внимание.

Упражнение 2

Звук Э. При произнесении звука Э расстояние между зубами 3-4 мм. Язык кончиком упирается в корни нижних передних зубов, немного приподнят к твердому небу, выгнут, но не на­пряжен. Губы имеют близкую к овалу форму. Произнесите ЭЭЭЭЭЭЭ, затем раздельно И, Э, не соединяя их в звуке. Для упражнения на звук Э можно воспользоваться словами эхо, эра, этаж.

Упражнение 3

Звук А. Некоторые экскурсоводы произносят слова Москва, моя и др. со звуком А, близким к Ы. Это неправильно. Основное положение рта для правильного звукотечения на А следующее: язык лежит плоско у нижних передних зубов и своим кончиком упирается в передние нижние зубы; рот раскрыт примерно на 3-4 см, маленький язычок приподнят. Упражнение дается для то­го, чтобы привыкнуть к раскрытию рта при произнесении слов со звуком А.

Произнесите длительно звук ААААААА. Затем присоедините уже пройденные звуки И, Э. Однако при их произнесении звук А не должен с ними сливаться: а-и, а-и, а-и; и-а, и-а, и-а; а-э, а-э, а-э; э-а, э-а, э-а; и-э-а, и-э-а, и-э-а; э-а-и, э-а-и, э-а-и. Для усвоения правильного произношения звука А рекомендуется подбирать слова и фразы, где встречается И.

Упражнение 4

Звук О. Упражнение со звуком О дается для организации со­бранного звучания в слове при проверке дыхания. Некоторые экскурсоводы произносят звук О кратко, на секундном выдохе, и он теряется в слове.

При упражнении со звуком О губы находятся в собранном состоянии и служат как бы рупором для усиления звучания. Звук должен произноситься устойчиво и длительно. Как только звук начнет вибрировать, следует остановиться.

Раскройте рот в положение звука О и выдыхайте полураспе­вом на высоте, соответствующей среднему звуку, не более 5 се­кунд. Этот звук примерно будет до первой октавы.

Рекомендуется постепенно идти вверх по скользящей хрома­тической гамме (хроматизм - сопоставление высоты двух зву­ков, находящихся друг от друга на расстоянии полутона) до до диез, ре, ре диез, ми, фа и обратно так же по скользящей гамме сверху вниз: ми, ми бемоль, ре, ре бемоль, до и ниже для тех, у кого звучат нижние ноты на звук О нараспев. Звук следует брать без напряжения.

Упражнение 5

Звук У. При звуке У губы сильно вытянуты вперед, натянуты, рот открыт. Звук У в безударном открытом слоге сокращается, доходя почти до полного исчезновения: угол, уголь, упал, ушел. Произнесите фразу: «У осы не усы, не усищи, а усики».

Упражнение 6

Звук Ы. При звуке Ы губы растянуты почти так же, как при звуке И. Нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Кончик языка упирается в корни нижних передних зубов. Спинка языка выгнута к твердому небу. Произнесите: мы, вы, тыл и т. д.

Согласные звукиоказывают непосредственное влияние на произношение гласных и находятся с ними в тесном взаимодей­ствии. Поэтому рекомендуется делать упражнения и с соглас­ными.

Упражнение 7

Звук М. У некоторых экскурсоводов при произношении М звук идет не в носовой резонатор, а остается в носоглоточной полости при закрытых зубах. И такие слова как утром, вечером не имеют в конце слова звучащего М.

Берется звук М и напевается вверх по гамме от до до фа пер­вой октавы и обратно. После каждого произнесенного звукаМ требуется добор дыхания.

Упражнение с закрытым ртом на сонорный звук М служит основным для развития носоглоточного резонатора.

Упражнения со слогами выявляют ряд трудностей: только что приобретенные навыки установки голосового аппарата при­менять сначала будет сложно.

Упражнение 8

При звучании гласного необходимо уже заранее подготовить рот к следующему за ним согласному звуку. Сочетание сонор­ного звука М и гласного И (и-ми-ми-ми) произнести на повы­шение и понижение по скользящей гамме. После каждых трех слогов берется добавочное дыхание. Упражнение хорошо слу­жит для сглаживания регистров, т. е. гладкого перехода в речи от одной ноты в другую, и вырабатывает красоту звука.

Упражнение 9

Звук М произносится нараспев и на речь с гласными звуками на одной длительной строке и на одной высоте, на монотоне (одном тоне). Делая это упражнение, вы приучаетесь держать гортань в удобном для этих звуков положении и одновременно слышать себя.

Дыхание берется на каждую строчку в звучании: ми, мэ, ма, мо, му, мы (без добора дыхания). Это дает возможность посы­лать звук плавно и правильно.

Подобные упражнения рекомендуется делать и с другими со­норными звуками. В обычной речи эти звуки съедаются и не получают той красоты, какая должна быть при произнесении фразы.

Упражнение 10

Произнесение звука Н на повышение и понижение скользя­щей гаммы развивает носовой резонатор. После каждого слога добирается дыхание. Это упражнение особенно полезно тем, у кого наблюдается гнусавость в разговоре.

При подходе к более низкому звучанию упражнение выпол­няется следующим образом: приложив руку к груди, берете ды­хание спокойно, наблюдаете за звучанием резонатора и за арти­куляцией рта по мере приближения к крайней ноте грудного ре­гистра - до первой октавы, си, си бемоль, ля, ля бемоль, соль ма­лой октавы. Это упражнение произносится не только нараспев, но и на речь.

При усилении и ослаблении звука наполураспев и на речь со­храняйте ровное дыхание. Только при этом условии можно дос­тигнуть равномерного звучания.

Упражнение 11

Произносите наполураспеве согласный сонорный звук Н с гласными: ни, нэ, на, но, ну, ны. Повторяйте фразу: «На мели мы лениво ловили налима. Для меня вы ловили линя».

Упражнение 12

Упражнение полураспевом на согласный сонорный звук Л на повышение и понижение скользящей гаммы на усиление, и ос­лабление звука способствует развитию резонирования в области твердого неба, являющегося как бы дном носового резонатора. В результате вы овладеваете звучным произношением Л в речи.

Упражнение 13

Наполураспеве и на речи дойдите по скользящей гамме вверх до вашей крайней ноты, затем легко и быстро спуститесь вниз по слогам на ноту ниже также по скользящей гамме на звуки: ли, лэ, па, по, лу, лы. Это упражнение приучает к легкости в произношении звука.

Упражнение 14

Для закрепления длительной звуковой волны рекомендуется чтение короткой стихотворной строки, например, «Белеет парус одинокий»: нараспев - на повышение и понижение звука по скользящей хроматической гамме от до или ре до фа, соль пер­вой октавы, до первой октавы или си, си бемоль, ля малой окта­вы; на речь - на повышение и понижение звука по скользящей гамме.

УКРЕПЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ

Звуки человеческого голоса как речевые, так и певческие, прежде всего, связаны с дыханием. Несомненно, процессу ды­хания обучаться не следует - он непроизвольный. Вырабатывать нужно правильное дыхание и владение им.

Разные по размеру помещения, их акустические данные, на­полненность аудитории требуют от выступающего различного напряжения голоса. А полное владение голосом возможно толь­ко при хорошо поставленном дыхании.

Процесс дыхания начинается с дыхательных путей. Воздух попадает в носовую полость, идет через верхнюю и нижнюю часть глотки, потом - гортань и дыхательное горло, проходит через бронхи и их разветвления, попадает в легочные пузырьки, альвеолы легких. При дыхании воздух, находящийся в легких, постоянно сменяется. Смена воздуха происходит путем вдоха и выдоха, причем, некоторый запас воздуха в легких остается.

Наши рекомендации