Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы
Поступающий на программу магистратуры по направлению 45.04.01 Филология должен иметьвысшее профессиональное образование (степень «бакалавр» или квалификацию «специалист»), подтвержденное документом государственного образца.
Лица, имеющие диплом бакалавра, зачисляются на данную магистерскую программу по результатам вступительных испытаний (русская литература [устно], иностранный язык [тест]), программа которых ежегодно утверждается Ученым советом университета с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций, необходимых для освоения магистерской программ по данному направлению:
а) общекультурные компетенции (ОК):
– способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
– способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
– способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
– способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10);
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
– способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);
– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2);
– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);
– свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);
– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);
в) профессиональные компетенции (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);
– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);
– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);
– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4);
педагогическая деятельность:
– способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-5);
– умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6);
– готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7);
прикладная деятельность:
– владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-8);
– владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9);
– владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-10).