Индивидуальные занятия по вокалу.
Образовательная программа фольклорного ансамбля
«Веселая беседушка»
Составитель: выпускница ГМК им. Гнесиных
Кабанова Анастасия Андреевна
Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре. В этом заключается самая общая цель программы.
Однако для достижения данной цели необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом. Поэтому программа направлена на формирование определенной среды: создание ансамбля разновозрастных детей, их родителей и педагогов, календарный цикл народных праздников, наличие национальных костюмов для детей и взрослых, приобретение русских народных инструментов, обзор уникального фольклорного репертуара.
Новизна программы заключена в цикличности народного календаря, в его постоянной вариативности одних и тех же календарных обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых их года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение целого ряда лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого может меняться с каждым годом. Ситуация разновозрастного общения, обладающая особой энергетикой, естественным путем помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; дети младшего возраста осваивают материал, стремясь подражать старшим, вчерашний «ученик» завтра станет «учителем».
Календарные праздники (особенно такие, как Рождество, Масленица, Пасха) – это не только своеобразный итог подведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне без излишних физических и психологических нагрузок.
Каждое занятие фактически проходит как мини-праздник, где сосуществуют и обучающий компонент, и художественное содержание, и своеобразная форма подведения итогов.
Задачи программы следующие.
Воспитательные:
- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
- учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Образовательные.
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
Большинство образовательных программ ориентировано на традиции советской педагогики, где достоинство урока заключалось в том, что он должен был быть жестко запланированным, а любая импровизация на уроке рассматривалась как недостаток в работе. Мы уверены, что в фольклорном коллективе такой метод малопригоден. Нам ближе «вероятностный подход», означающий «принципиальную многомерность и непредсказуемость урока» (А. М. Лобок). В центре внимания учителя оказывается не программа, в соответствии с которой он обязан выстроить пространство урока, а личностное содержание каждого ребенка, с которым тот приходит в школу. «В применении к учебному процессу вероятностный принцип означает, что на место урочных планов приходит необходимость и искусство учителя работать в ситуациях с высокой степенью неопределенности. Этот подход, который требует от учителя не столько пошаговой расписанности его действий, сколько способности удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями, интерпретациями» (А. М. Лобок).
Д. А. Иванов пишет, что «основное предназначение человека – максимально реализовать свою человеческую индивидуальность сущность, стать самим собой… Сущность уникальна и неповторима. Педагог же – это тот, кто помогает, поддерживает человека в реализации своей индивидуальности, нахождении человеком тех средств, среды деятельности, с помощью которых его индивидуальность получит свое максимальное развитие».
Истоки данной программы связаны с работой в Ансамбле народной музыке п/у Д. Покровского (1973-1980 гг.), в фольклорной студии НИИ культуры МК РСФСР (1980-1990 гг.). За кулисами программы – сорок лет собирательской и теоретической деятельности в сфере фольклора, двадцать лет хормейстерской работы, тысячи личных звукозаписей фольклора различных областей России. Поэтому проблема состоит не в поиске недостающего материала (репертуара), а в отборе, выборе главного из множества вариантов. Несложно найти, сложно выбрать нужное под задачу для данного конкретного случая, ситуации. Отсюда – необходимость активной работы с архивами звукозаписей, сделанных в фольклорных экспедициях.
Программа фольклорного ансамбля, рассчитанная на многолетнее функционирование, должна иметь постоянно действующий характер, опирающийся на годовой календарный круг.
Темы, раскрываемые на занятиях:
Певческое дыхание.
Правильное певческое дыхание – основа для вокального интонирования. Каждое занятие включает в себя мини-тренинг по технике певческого дыхания. Это, прежде всего, дыхание животом, не поднимая плечи, где главным является выдох, звуковыдох, а вдох «приходит сам».
Певческий голос.
С голосового тренинга начинается каждое занятие: песенный крик, выстраивание унисона и квинты (звук), работа над певческими гласными, слушание обертонов, резонансное пение; все – при свободной гортани. Обучение происходит от громкого звука к тихому. Петь громко может каждый, камерное пение – следующий этап.
Различается пение и подпевание. Петь может не каждый, подпевать в кругу могут все. Начинающий певец подпевает, опытный – поет.
Индивидуальные занятия по вокалу.
Каждый человек неповторим, и его тело как уникальный музыкальный инструмент требует индивидуальной работы, особых приемов «вынимания певческого голоса», определения диапазона, характера тембра, особенности грудного и головного резонанса, звонкости, громкости, артикуляции, а главное, снятие зажимов в области гортани. Здесь тесно взаимодействуют три проблемы: дыхание – голосовой аппарат – резонансное пение.
Народная хореография.
Синкретизм фольклора – это, прежде всего, единство звука и движения. Образно говоря, необходимо «петь ногами» и «плясать голосом». Правильное ощущение пляски происходит, когда одновременно с пляской человек участвует и в пении плясовой песни.
Подобно пению и подпеванию мы различаем пляску и приплясывание. Приплясывать, как и подпевать, могут все дети.
В работе с детьми хореография русского фольклора используется в диалоге местных стилей: южно-русского, казачьего, северного и индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Здесь у любого исполнителя всегда присутствует элемент импровизации. Используется и тренинг, но всегда в игровой форме.
Многоголосие.
Все основные жанры русской музыки поются многоголосно. Навыки многоголосного пения прививаются ученикам на каждом занятии буквально в каждой песне. При этом допускается нечеткое интонирование у новичка, обучение происходит без боязни совершить ошибку – «чем больше ошибаешься, тем быстрее научишься» - этот тезис справедлив в ситуации песенного круга, ядро которого составляют знающие песню певцы.
Молодежные посиделки.
Молодежные посиделки – это мини-праздник, свободная форма общения, где каждое исполнение песни является обучающим. Обучение происходит в процессе художественного исполнения.
Посиделки всегда разнообразны по своему сценарию: песня протяжная и плясовая, игры, поцелуйные припевки, хороводы, кадрили. Посиделки проходят как в народных костюмах, так и в обычной одежде. Часто приглашаются гости, друзья, родители, новички.
Народные игры.
Народные игры – это основа занятий с детьми. Значение имеет не столько количество игр, сколько умение проиграть одну и ту же игру каждый раз по-своему в зависимости от складывающейся ситуации. Игра и живет традиционно, и видоизменяется. В ней присутствует синкретизм музыки, слова, театра, обрядового действа, состязания, праздника. Здесь и ситуация выбора, и проявление авторского начала, и актерское мастерство. Игра дает ребенку ощущение защищенности. В ней он становится самим собой.
Все элементы игры являются и средством и результатом. Игра – это активный процесс обучения и воспитания в ситуации радости и веселья. Игра, как, впрочем, и песня, вынимает из человека все «самое хорошее».
Игры, используемые в программе: «Трифон», «Селезень за уткой», «Заря-Заряница», «Яша под ореховым кустом», «Курилка», «Челнок», «Яша-Маша», «Растяпа», «Гуси-гуси», «Как пошел наш козел», «Пошла коза по лесу».