Задачи педагогической практики

ТИПОВАЯ (СКВОЗНАЯ) программа

УЧЕБНой И производственной практик

Вид практики: М.3.02 учебная (научно-исследовательская); М.3.03 производственная (педагогическая); М.3.04 производственная

для направления 030900 Юриспруденция

магистерская

программа 030900.68.04 «Предпринимательское право, коммерчес- кое право»

форма обучения очная, заочная формы обучения

факультет юридический

кафедра-разработчик предпринимательского и коммерческого права

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763 и примерной программой по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Предпринимательское и коммерческое право», протокол № 1 от ­­­28.08.2012

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор

кафедры предпринимательского

и коммерческого права В.В. Кванина

Ученый секретарь кафедры, к.ю.н.,

ст. преподаватель кафедры

предпринимательского и коммерческого права А.В. Тихомирова

Разработчик программы

д.ю.н., профессор кафедры

предпринимательского и коммерческого права В.В. Кванина

Челябинск 2012

1. Система практик магистров по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» по магистерской программе 030900.68.04 «Предпринимательское, коммерческое право».

1.1. Общая характеристика системы практик магистров по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

В соответствии с ФГОС раздел основной образовательной программы «Практики и научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и освоение соответствующих компетенций.

В соответствие с требованиями ГОС магистр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»готовится к следующим видам профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.

Выпускник по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен овладеть следующими компетенциями:

1) общекультурными (ОК):

­ осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2) профессиональными (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно- консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В соответствие с необходимостью овладения профессиональных компетенций для степени «Магистр» магистр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» для магистранта определены три вида практики:

– педагогическая,

– научно-исследовательская,

– производственная.

Практика магистров во многом связана с научно-исследовательской работой студента-магистранта. Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов является самостоятельным видом образовательной деятельности и осуществляется индивидуально, или в составе временного творческого коллектива под руководством ученых, сотрудников выпускающей кафедры. Результаты научно-исследовательской работы оформляются в виде выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Тематика и требования к диссертации разрабатываются в соответствие с направлениями научной работы выпускающей кафедры.

Наиболее значимые отчеты по результатам проведенных НИРС кафедра, факультет, вуз могут рекомендовать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.

При этом практика является полем приложения научного исследования, подготовки и реализации эксперимента. Таким образом, система практик представляет собой единый методический замысел, в основе которого лежит идея интеграции практик и научно-исследовательской работы.

В реализации трех видов практик, в свою очередь, прослеживается преемственность, задачи практики определяются индивидуальной темой исследования студента. Для практик разработана система заданий на основе преемственности, которую следует индивидуализировать для каждого студента. Все задания объединяются общим замыслом исследования и подготавливают студентов, в конечном счете, к написанию магистерской диссертации.

Профессиональная деятельность, к которой готовится студент-магистрант, предполагает глубокое освоение студентом предмета исследования, трансформацию научных знаний в области юриспруденции, трансляцию этих знаний с помощью образовательных технологий.

Конкретизируя цели практики в соответствии с видом практики, программа педагогической практики магистра предусматривает:

– приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя;

– формирование отношения к педагогической деятельности в процессе участия в образовательном процессе;

– формирование умения применять принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания в образовательном процессе;

– формирование умения использовать различные формы, средства и методы педагогической деятельности;

– развитие профессионально-педагогического мышления путем овладения способами анализа и проектирования педагогических ситуаций;

– практическое овладение частными методиками образовательного процесса.

Научно-исследовательская практика непосредственно связана с овладением соответствующих компетенций в ходе подготовки к научно-исследовательской деятельности. Соответственно программа научно-исследовательской практики предусматривает:

– развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе;

– приобретение студентами навыков самостоятельного изучения объекта исследования;

– сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы студента;

– сбор материала для написания выпускной работы магистра;

– овладение студентами научных методов познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала;

– овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных и технических задач;

– апробация теоретических и практических материалов диссертации;

– приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы.

Производственная практика магистровпредполагает приобретение

Магистрами опыта практической деятельности, освоение компетенций, необходимых для осуществления правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Организационное руководство практикой и контроль за ее проведением на производстве осуществляет руководитель практики. Научное руководство практикой осуществляется научными руководителями магистерских диссертаций.

Функции руководителя практики:

– знакомит магистрантов с задачами и содержанием практики;

– определяет график проведения работ, определяет дни участия магистрантов в различных мероприятиях;

– вместе с преподавателями организует консультации, различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (групповые дискуссии, круглые столы);

– вместе с преподавателями оценивает работу каждого магистранта и группы в целом, представляет характеристику научному руководителю магистерской программы.

Структура и содержание практик конкретизируется в заданиях, которые являются обязательными к выполнению и отражаются в отчете практиканта.

На первом этапе практики предусматривается знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы организации. На этом, начальном этапе практики, могут быть сформулированы задания: анализ учредительных документов организации, в которой проходит практика; структура организации, в которой проходит практика; составление схем, отражающих производственную и организационную структуру организации и т.п.

На втором этапе практики студенты выполняют индивидуальное задание по специальности, выдаваемой непосредственным руководителем на месте практики. В отчете данный этап практики может быть отражен в виде описания личных функциональных обязанностей, реализуемых студентом на рабочем месте, и практических результатов, достигнутых в процессе прохождения практики.

Завершающим этапом практики становится оформление результатов, полученных за весь период практики, в виде итогового отчета.

Индивидуальные направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с преподавателями – научными руководителями практики.

Формулируются требования к индивидуальному заданию:

- учет уровня теоретической подготовки студента по различным элементам ООП, а также объема компетенций, сформированных к моменту проведения практики;

- доступность и практическая возможность сбора исходной информации и др.

Также здесь могут быть предложены блоки тематических направлений, в рамках которых может быть сформулировано индивидуальное задание по практике.

Задание по научно-исследовательской работе предполагает, что студенты обязаны провести в период прохождения практики научное исследование. Такое задание может быть дано одному или группе студентов.

Организационно каждая практика курируется руководителем магистерского направления, который осуществляет связь с производством, заключает в случае необходимости договоры; осуществляет связь с научными руководителями магистрантов, которые разрабатывают отдельные задания; осуществляет координацию единого методического замысла конкретной практики.

Перед началом практики проводится консультация, на которой практиканты знакомятся с задачами, содержанием и организационными вопросами практики. Под руководством руководителя каждый практикант составляет индивидуальный план своей деятельности на весь период практики. В итоге студент выполняет ряд конкретных видов работ, которые отражаются в отчете практиканта.

На основании отчета о прохождении практики научным руководителем магистранта осуществляется подведение итогов практики.

Для получения итоговой оценки магистрантом представляется к отчету пакет отчетных материалов.

Отметка по практике приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении общей успеваемости магистранта.

Студентам, имеющим практический стаж работы по профилю подготовке не менее одного года, по решению кафедры, оформленной протоколом заседания кафедры, может быть зачтена научно-исследовательская, научно-педагогическая и (или) производственная практика.

1.2. Характеристика содержания и структуры практик магистров, обучающихся по направлению «Юриспруденция»

Рабочая программа практики имеет формализованную структуру, которая должна содержать ряд обязательных разделов, в соответствие с методическими рекомендациями УМУ ЮУрГУ к составлению программ практик:

1. Цели учебной и производственной практики

2. Задачи учебной и производственной практики

3. Место учебной и производственной практики в структуре ООП ВПО

4. Формы проведения учебной и производственной практики

5. Место и время проведения учебной и производственной практики

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной и производственной практики

7. Структура и содержание учебной и производственной практики

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной и производственной практике

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной и производственной практике

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам учебной и производ­ственной практики)

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной и производственной практики

12. Материально-техническое обеспечение учебной и производствен­ной практики

Педагогическая практика

1. Цели педагогической практики:

формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Задачи педагогической практики

Практика способствует закреплению и расширению научно-методических знаний, полученных студентами при изучении педагогики, психологии, методики преподавания специальных дисциплин через решение следующих задач:

– формирование отношения к педагогической профессии в процессе участия в образовательном процессе;

– формирование умения применять принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания в образовательном процессе;

– формирование умения использовать различные формы, средства и методы педагогической деятельности;

– практическое овладение частными методиками образовательного процесса.

Наши рекомендации