Акьюловой раушании ураловны

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с небольшим стажем, оказалось самым трудным и интересным заданием. Нашла главную идею своего эссе среди заповедей Пифагора. Это он первым придумал слово «философия», что в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». «Что есть мудрость?» - спрашивает Пифагор. И сам отвечает: «Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй оному неизменно до последней минуты твоего бытия». Для меня смысл жизни и сама жизнь заключаются в простом слове – «учитель». Я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь.

Какое счастье - быть полезным людям,

Учить его Величество народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

(И. Куприн)

Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель!

А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы.

Учить нужно только на успех! Для меня важно, чему именно этот ребенок научился сегодня, какой новый шаг вперед он сделал. Не ругаю за неуспешность, помню, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности.

У каждого есть свои симпатии и антипатии. Но у учителя, я считаю, должно быть всегда ровное отношение ко всем детям. Оценивать нужно работу, а не человека! Поэтому все отметки я обязательно сопровождаю пояснениями, аргументами, примерами более удачных или правильных вариантов. Когда я оцениваю сочинение, рецензия на него может занимать даже больше места, чем сама работа. Но мне не жаль потраченного времени. Даже «двойка» тогда воспринимается, конечно, с огорчением, но без обиды, злости. Главное, чтобы ребенок понял: плохая отметка – явление временное, в следующий раз все может получиться намного лучше. И оценка, которую я ставлю, должна побудить ученика искать новые пути, чтобы сделать работу удачной.

Душа ученика – тонкий инструмент. Не навреди ей! Я учу детей сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен. А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! Об этом мои уроки литературы.

Я верю в способности любого ученика. Воспитание творческой личности – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок. Говорят, что одаренный ребенок – тот, которому повезло, что на его пути встретился человек, заметивший эту одаренность. А что лучше поможет эту одаренность разглядеть, как не школьные спектакли, инсценировки отрывков из произведений, поэтические вечера? Ни один ученик не остается без роли, пусть она будет маленькой, но это поможет ребенку попробовать свои силы, поверить в себя. Природа щедро наделила каждого талантами. Моя цель – заметить их и поддержать. Ребенок должен доверять мне как учителю, и тогда у него появится желание раскрыться и проявить все свои лучшие качества.

Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача как учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания.

Учитель – это всегда немного ребенок. Нужно уметь проникнуть в мир детских фантазий, чувств и переживаний. Если я мало думаю, смеюсь, чувствую, играю, творю, то как же я помогу научиться всему этому своим ученикам? Поэтому я постоянно внутренне развиваюсь, учусь, ищу, хочу быть интересной для них. Сколько книг из разных областей науки приходится перечитать, прежде чем составить диктант или изложение, которое дети с удовольствием напишут! У меня будет возможность проверить не только знание детьми орфографии и пунктуации, но еще и помочь им узнать что-то новое, даже во время контрольной работы.

Учитель не безупречен. Мне, как и любому человеку, свойственно ошибаться. Дети всегда заметят ошибку, но они ее искренне простят, если я сама не боюсь в ней признаться.

В моем сердце есть уголок для каждого ребенка. Я люблю свою профессию. Я люблю тех, для кого работаю, - моих учеников! Без этой любви педагог не может состояться.

Мне вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к учени­кам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - со­вершенный учитель». Мне очень хочется сделать все, чтобы приблизиться к этому понятию - «совершенный учитель».

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам.

Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.

Мое педагогическое кредо строится на трех китах:

I. Любовь к детям.

Наши рекомендации