Товарищ ибн, как тебя зовут?

Тут я понял: это джин, он ведь может многое,

Он ведь может мне сказать: вмиг озолочу.

В. Высоцкий

Обозначив сферы профессиональной ответственности педагога дополнительного образования, попытаемся представить, как эти сферы реализуются на практике.

Остановимся подробнее на возможностях профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Главная возможность кроется в самом ребенке, детях . Разглядеть этот индивидуальный потенциал - вот дар великого педагога дополнительного образования, создать условия для реализации личностного ресурса ребенка. Показательно как о своем потенциале рассказывают известные состоявшиеся люди: « Дома ничего помогающего стать музыкантом не было. Брат и сестра относились к моим занятиям не особенно радостно. Когда я поступил в училище, мне было куплено пианино... Представь себе: две маленькие комнаты. В одной отец, работающий, а в другой, маленькой, – мы с братом и сестрой, да еще пианино... Поддержки в доме в таких стесненных условиях я не ощущал. Я ощущал ее у своего педагога в училище – Василия Шатерникова. Правда, не тому, что я сочинял, а тому, что играл. К моим композиторским опытам он относился крайне критически. ...В отношении моих занятий музыкой все было абсолютно вне логики и гарантий.

...Значит, что-то решающее было во мне самом, что – не знаю. Не было музыкальной среды – ни среди знакомых, ни среди соседей» .

Конечно, значимый обладатель возможностей для реализации дополнительной образовательной программы является сам педагог . Возможности педагога обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способности, опыт профессиональной деятельности. Личностно-профессиональная позиция представляет собой отношение к себе как субъекту педагогической деятельности, направленной на участников детско-подросткового объединения, отношение к собственным возможностям и перспективам в названном поле деятельности. Ключевой момент в профессиональной позиции педагога дополнительного образования (ПДО) - готовность в реализации программы прилагать усилий несколько больше, чем принято. Одна из реальных проблем состоит в том, что в профессионально-педагогической позиции данной категории педагогов существуют противоречия. Так как, проблема с профессиональным статусом мешает людям отождествлять себя с педагогами дополнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, мастера в какой-то практической сфере (художники, режиссеры, туристы т.д.), реже как спортивный тренер, преподаватель музыки или дизайна). С прямым предъявлением себя как педагога у ПДО имеются существенные трудности, в лучшем случае позиция выстраивается так – «научить подростков что-либо делать). При этом за скобками остается что потом с этими знаниями и умениями воспитанник будет делать, зачем именно этому ребенку тратить время и силы на освоение той или иной предметной области.

В рамках теории социального научения личностно-профессиональная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интернальный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач своей жизни. В экстернальном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям, что и может привести к углублению личностной проблемы. Когда педагог дополнительного образования проявляет экстернальную позицию то фактором независящих обстоятельств оправдывается формальное отношение к выполнению своих обязанностей только в том направлении, которое удобно и не затратно.

Практически ставят под вопрос возможность эффективной работы педагога дополнительного образования такие проявление позиции как «личностно-профессиональный инфантилизм» и «личностно-профессиональное иждивенчество». Личностно-профессиональный инфантилизм – специфическое отношение к окружающим, характеризующееся проявлением эмоциональной неустойчивости, незрелости суждений, капризностью и подчиненностью. Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как специфическое отношение одного индивида к другому субъекту (социальному институту), как к содержателю, позволяющему жить за его счет (безвозмездному источнику ресурсов для реализации собственных нужд и потребностей). С точки зрения трансактного анализа, и в том и в другом случае индивид отражает собственное «Я» в качестве «Ребенка» (слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям), а образ другого может быть назван «Родителем» (сильным, мудрым, способным обеспечить комфорт, защиту и проч.). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию «Я – Взрослый», проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, рефлексивности.

Вот как о личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования из далекого городка Пыщуг, пишет журналист Е.Куценко: « приехал мичман медицинской службы Юрий Кокоулин , отслужив на флоте. Устроился на работу. И вместо того чтобы после трудового дня лежать на диване, идет вечером в школу на занятия клуба. Про земляка-адмирала рассказывает, про историю флота, атрибутику, про то, как менялась флотская форма, учит ребят вязать морские узлы. Клуб, как и другие формы дополнительного образования, хорош тем, что приходят ребята только по желанию. Не каждый профессиональный педагог выдерживает такое испытание. Сюда – приходят. Сначала нужно пройти испытательный срок, проверить себя, если чувствуешь, что хочешь остаться, получаешь форму, настоящую морскую форму. Для мальчишек (в клубе ребята с первого по пятый класс) это очень важно. Они даже не идут на занятия сразу после уроков, а отправляются домой, переодеваются и снова возвращаются в школу. И весь городок видит, как они идут. А однажды неугомонный руководитель клуба организовал слет моряков-подводников из четырех ближайших областей, пригласил ребят из речного училища, детские морские клубы из соседних городов (один, в Шарье, возник с его же подачи). И ребята шли вместе со взрослыми как на настоящем параде. Им здорово повезло: взрослый увлеченный человек возится с ними, рассказывает о море, о настоящем мужском братстве, о героях и сражениях …» .

Способности и уровень их развития. Способности, традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит возможность развития способностей. Для педагога дополнительного образования достаточно желательно обладать способностями в той практической сфере, той, куда он вводит своих воспитанников, однако, возможны исключения.

Опыт работы педагога дополнительного образования. Наличие опыта работы классного руководителя означает, что в его сознании запечатлелись способы решения профессионально-педагогических задач, которые показали свою приемлемость, как в плане непосредственной утилитарной эффективности, так и в плане оптимального влияния на систему отношений учащихся друг с другом и с другими участниками жизнедеятельности школы. Наличие у классного руководителя опыта позволяет ориентироваться в различных ситуациях, факторами, обеспечивающими необходимый объем опыта являются длительность выполнения соответствующих обязанностей и профессионально-педагогическая рефлексия. Качество выводов, сделанных педагогом в различных ситуациях обусловлено здравым смыслом (способностью взвешено, толково, рассудительно мыслить и принимать решения адекватные ситуации). Хотя здесь имеются некоторые особые случаи, когда педагог в сфере коллективной деятельности своего клуба полностью полагался на ребят, которые привезли из тематической лагерной смены увлеченность и начальные представления об интересном занятии. Инна М., так зовут педагога училась ролевым играм у своих воспитанников, вместе с ними продвигалась к мастерству.

Одним из очевидных ресурсов являются – помощники , те на кого педагог может переложить часть обязанностей и благодаря кому сделать свою работу с детьми, посещающими занятия более интенсивными, индивидуально ориентированными. В качестве помощником могут выступать специалисты и педагоги учреждений образования, культуры и спорта, преподаватели учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, сами учащиеся (наиболее активные, авторитетные, способные и т.д.). Если спросить педагога дополнительного образования для чего он привлекает помощников, то, скорее всего, ответ будет о том, что тот или иной человек или группа облегчают организацию тех или иных занятий. Сознательно педагог не связывает помощников с решением профессиональных задач, и поэтому зачастую не обдуманно и не вполне целесообразно прибегает к использованию возможностей окружающих. В редчайших случаях педагог осознает рациональность договоренностей с возможными помощниками, построенными на взаимной пользе.

Еще один ресурс это - дополнительные сведения, информированность. Причем полезной оказывается информация, необходимая педагогу для принятия правильных решений, подготовки и проведения мероприятий, то есть информационные ресурсы представляют собой информацию о детях, о содержании образования, его организации и методике.

Одним из важных ресурсов в работе педагога дополнительного образования является наличие необходимых материальных средств и условий - возможности помещений, оборудования и материалов для осуществления занятий, предусмотренных программой дополнительного образования.

Успех профессиональной деятельности педагога дополнительного образования зависит от дополнительной образовательной программы. Во-первых, сама по себе программа дает педагогу право на работу, грамотная и дельная программа создает значительные возможности для развития и ценностной ориентации подростков. Программа позволяет организовывать – объединить, привлекать и использовать различные возможности. В частности программа поможет рассчитать каких помощников привлечь, когда и как, какие понадобятся материальные возможности и финансовые ресурсы.

Большие возможности для реализации программы дополнительного создают интересы представителей окружающей среды (учащихся, родителей, школьных учителей и др.). Об этом явлении желательно иметь более и менее определенное представление. Здесь возможен только один выход - целенаправленное изучение. Педагогу в изучении интересов нужен помощник – психолог, методист или просто подготовленный в этой области педагог. С психологами, правда, случаются казусы. Ждут его как миссию, а его диагностику как панацею: «Вот придет психолог и объяснит нам что делать!». однако, на деле часто бывает так, после длительной и сложной диагностики, психолог долго рассказывает две вещи, одни совершенно не понятные, а другие совсем очевидные.

Об источниках получения ресурсов красноречиво свидетельствует интересный пример из воспоминаний известного футболиста Пеле: « мэр Бауру решил учредить турнир для таких маленьких клубов, как наш. Ребята из «Сете де Сетембру» отчаянно хотели участвовать и выиграть, но не могли придумать, как обойти правило, согласно которому у всех команд должна была быть соответствующая обувь – мы все еще играли босиком. Спасение прибыло в лице Зе Лейте, местного торговца, который хорошо знал всех нас, потому что в команде играли трое его сыновей. Он обещал достать нам бутсы. И мы начали тренироваться – трудились как каторжные. Мы даже дошли до финала, …. Замечательный день, который навсегда останется со мной – … в этот день впервые я услышал, как болельщики хором скандируют: «Пеле! Пеле!»

Социальный и профессиональный статус педагога дополнительного образования занимают особое место среди возможностей осуществления программы дополнительного образования – на самом деле это отношение , степень доверия со стороны родителей, администрации образовательного учреждения, местного сообщества выступает в качестве шлюзов, кторые либо препятствует, либо содействуют передачи финансовых, материальных ресурсов, активизируют добровольных помощников. В этом смысле следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детско-подросткового объединения, общественное мнение нужно настраивать, формировать бренд. В этом случае, достаточно порой намека и затратная задача решается.

В современной педагогической реальности всем здравомыслящим людям необходимо озаботиться тем как создать и поддерживать репутацию педагогов дополнительного образования. В данном случае под профессиональной репутацией следует понимать (от латин. reputatio, счет, счисление ) составившееся общее мнение о достоинствах или недостатках профессиональной деятельности.

ВАЖЕН КАЖДЫЙ ШАГ

А куда наш следующий шаг?

Страшно, если мы шагнем не так

Пусть нам всем шагается

Так как полагается

Е.Евтушенко

Деятельность педагога дополнительного образования в рамках предложенной схемы выглядит так:

- диагностика актуальных задач и возможностей их решения, реалистичное целеполагание (инвентаризация под целевые ориентиры имеющихся возможностей и ресурсов, привлечение которых возможно),

- планирование работы с теми, кто обладает и распоряжается возможностями, работы по активизации свойств создающих возможности, создание ресурсного потенциала для осуществления целевых ориентиров,

- привлечение возможностей для реализации всех сфер ответственности (оперативная инвентаризация имеющихся возможностей, поддержка в субъектах и объектах окружающей среды характеристик, создающих новые возможности и содействие реализации ресурсов),

- анализ полученных результатов и реализованных возможностей, привлеченных ресурсов и оценка перспектив развития возможностей воспитанников, использования своего собственного потенциала и ресурсов окружающей среды.

Попытаемся нарисовать первый этап деятельности педагога дополнительного образования. Определение в качестве первоначального шага работы учителя - воспитателя психолого-педагогической диагностики явление едва ли не тривиальное, однако, что диагностировать? Каковы рамки диагностики, думается, здесь есть одна тайна. На этапе разработки программы педагог – внешкольник уже сформулировал предполагаемый результат, в данном случае этот эталон-ориентир не является целью в полном смысле. Но именно благодаря эталону – ориентиру возможно построить диагностику, которая ответит на вопрос на каком уровне по отношению к ориентиру находятся участники детско-подросткового объединения. Именно отсюда и проистекает формулировка цели (целеполагание) – какое отличие между тем, на что ориентируемся и тем, что на данный момент можно констатировать будет, преодолено в ходе реализации дополнительной образовательной программы. Здесь снимается одна из серьезных нестыковок в работе педагога допобразования, которую практики формулируют так: как можно сформулировать цели не видя детей? И все же для завершения целеполагания не достает еще одного действия – соотнести сформулированную цель с имеющимися возможностями. Хватит ли ресурсов на то, что существенно приблизиться к целевому ориентиру программы допобразования.

Второй этап – планирование , вроде бы столь же тривиальный, как и диагностика в предлагаемой схеме в планировании кроме, отбора содержания и форм организации коллективной жизнедеятельности, формирования уклада жизни детско-подросткового объединения, не менее важно определить какие и чьи возможности будут привлечены в образовательный процесс. Целесообразно в дополнительной образовательной программе отразить логику реализации сфер ответственности, а в календарных планах - срез по всем сферам ответственности на четверть.

Третий этап профессиональной деятельности педагога дополнительного образования представляет собой практическое осуществление программы. В этой работе педагогу необходимо подключать всех обладателей возможностей: воспитанников, коллег, родителей, специалистов. Думается, что при этом чрезвычайно важно, поддерживать у всех перечисленных субъектов значимость их участия в реализации программы, здесь необходим большой объем организационной работы. Педагогу важно рассчитать собственные возможности, координация потенциалов окружающей детско-подросткового объединения среды также требует ощутимых усилий.

Последний этап в цикле педагогического управления возможностями - анализ полученных результатов и реализованных возможностей . К сожалению, приходится признать, что массовый педагог дополнительного образования испытывает большие сложности при осуществлении анализа. Думается, важным ресурсом для решения этой задачи обладают методисты, руководители отделов, заместители руководителя учреждения допобразования. Нам представляется, что при анализе целесообразно оценить то как привлекались и развивались возможности детей, самого педагога, окружающей среды для реализации целевых ориентиров дополнительной образовательной программы.

Приложение 9

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Опубликовано 20 октября 2010 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ), ст. 1036; N 15, ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Приложение

Наши рекомендации