Слушаем звуки природы, погоды 2 страница
Вероятно, звенят они
Поздно ночью, совсем одни,
Видя звезд золотых огни,
Потихоньку звенят они.
При луне
Звенят колокольчики,
А при мне
Не звенят они!
О. Высотская
Представьте себя на лесной поляне. Что вы можете услышать? Какие шорохи, звуки насекомых, шелест растений?
Среди огромного разнообразия звуков нас особо привлекают живые голоса природы. Природа объясняется с нами языком красок, запахов, звуков. Голоса бесчисленных живых существ — маленьких и больших — доносятся со всех сторон. Грозные и ласковые, приятные и неприятные, тихие и громкие — разные. Но всегда таинственные, зовущие.
Проста и незатейлива песенка обыкновенной овсянки, как радует она нас ранней весной.
Ласточки-касатки любят пощебетать и в полете, и на отдыхе.
Весной большие пестрые дятлы часто гоняются друг за другом с громким криком.
Голос утки — дребезжащее «кря-кря-кря...» — знаком каждому.
Голос голубой сороки — «шиль, шиль, шиль». Сорока, пожалуй, самая суматошная и крикливая птица.
Все слышали соловья, но не каждый видел, как он поет.
ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ
Тимох-тимох!
клех, хлех!
Сурик — ко-ко!
Сурик — ко-ко!
Прочитайте выразительно отрывок из басни П. А. Крылова «Осел и Соловей».
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Если вам не удастся послушать голоса птиц в лесу, в поле, у реки, то вам помогут пластинки серии «Голоса птиц в природе».
А этих птиц мы, городские жители, слышим редко.
ПЕСНЯ ИВОЛГИ
Фить-питю,
спать пора!
Фить-пирю,
спать пора!
Повторите песенку несколько раз, подражая голосу птицы.
ПЕСНЯ ПЕРЕПЕЛА
Турл-ва-ва,
Турл-ва-ва,
Под полоть!
Под полоть!
ПЕСНЯ КОРОСТЕЛЯ
Кряхть! Кряхть!
Дерг-дерг!
Драть-драть!
Здесь, здесь!
Тпруська! Тпруська!
Птицы сопровождают большинство своих действий голосом. По характеру звука, даже не видя птиц, можно определить, что они делают, спокойны или чем-то взволнованы.
Попробуйте по-разному передать с помощью этих стихов-звукоподражаний голоса птиц:
— потерялись, отбились от стаи;
— защищаем птенцов от врага;
— созываем выводок;
— ведем перекличку с другими птицами.
разнообразие птичьих голосов
Безголосых птиц очень мало. Примером может быть белый аист.
В разные сезоны голоса птиц звучат неодинаково. Если в конце мая выбраться рано утром в старинный парк или рощу, то хор птичьих голосов может буквально оглушить. Каждая птица высвистывает свой мотив, чтобы обратить на себя внимание. В июне слышится иное звучание птичьего хора, появляются тревожные сигналы и голоса птенцов.
Косач — лесной петух — не кукарекает, а чуфы-кает.
Тонкий свист рябчика слышен весной и осенью.
Сизая чайка, как и все чайки, любит покричать.
Там, где водятся озерные чайки, их хриплые крики слышны постоянно.
Удод очень красив, а вот песня его негромкая и глухая.
Песня зарянки звучна и красива. Поет она чаще всего на заре.
А в этом стихотворении шутливо отражены некоторые особенности повадок вороны.
ВОРОНА
— Кра! —
Кричит ворона. —
Кража!
караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку
И красивую
Коробку!
Б. Орлов
Попробуйте подражать крику вороны.
СИНИЦА
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей.
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
За синицами можно понаблюдать осенью и зимой. Как звенит, «тенькает» синичка?
Приходилось ли вам наблюдать за птицами? Слышали ли вы птичьи песни и разговоры?
Если вы были не очень внимательными, советуем послушать птиц во дворе, в лесу, на даче, в деревне.
О ЧЕМ ПОЮТ ВОРОБУШКИ
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы!
— Живы мы!
В. Берестов
* * *
Чио-чио,
Фью-фью-фью!
Чик-чирик,
Чью-чью-чью!
Повторите песню воробья.
Послушайте разговоры воробьев. Разыграйте сценки-звукоподражания.
ЖАВОРОНОК
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней —
В чистом поле домик твой,
В ясном небе песня.
Б. Берестов
ЖАВОРОНОК
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая;
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...
Б. Жуковский
Если когда-нибудь придется идти полем и видеть парящего в небе жаворонка, послушайте его песню, запомните и сравните с пением других птиц.
Охота за голосами
О чем птицы поют? Для чего стрекочут кузнечики? Зачем ревут и рычат звери? Для кого шепчут рыбы? Что же такое «разговоры» зверей, птиц, насекомых, рыб?
Голоса природы манят и удивляют. И в самом деле, бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают... ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их... не слышно, рыбы переговариваются... плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!
Разве не удивительно!
Охота за голосами (лучше с магнитофоном) — это охота за тайнами, охота за музыкой, охота за радостью. Добычей вашей может стать пение самых лучших солистов леса, поля, степи или гор. Можете добыть сразу весь вечерний или утренний птичий хор, хриплое карканье столетнего ворона и писк птенца. В природе тысячи разных живых существ, миллионы самых разных звуков.
Слушаем голоса животных, птиц, насекомых (в зоопарке, в деревне, на пластинке):
— мычание коровы, — ржание жеребят,
— блеяние козы, овцы,
— кряканье уток,
— гоготание гусей,
— крик петуха,
— крик кукушки,
— кваканье лягушки,
— стрекотание кузнечика,
— хрюканье свиньи,
— лай собаки,
— мяуканье кошки,
— рычание пса и голоса диких животных.
ПУТАНИЦА
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше
крякать!
Мы хотим, как
лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
«Мяу-мяу».
Кошечки захрюкали:
«Хрю-хрю-хрю».
Уточки заквакали:
«Ква-ква-ква!»
Курочки закрякали:
«Кря-кря-кря».
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»
Прибежал медведь
И давай реветь:
«Ку-ка-ре-ку!»
Только заинька был паинька;
Не мяукал и не хрюкал —
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных уговаривал:
«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте,
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте.
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
К. Чуковский
Помогите разобраться в этой путанице. Расскажите стихотворение по ролям, стараясь подражать голосам животных.
СКАЖИ И СЫГРАЙ
Бегут, бегут со двора
Гулять, гулять по луга:
Курка-гарабурка—каки-таки,
Утка-поплавутка—бряки-кряки,
Гусь-водомусь—гаги-ваги,
Индюк-хрипиндюк—шулды-булды,
Свинка-толстоспинка—чахи-ряхи,
Коза-дерибоза—меке-беке,
Баран-крутороган—чики-брики,
Корова-комола—тирухи-мухи,
Конь-брыконь—иги-виги.
Как называли в стародавние времена домашних птиц и животных?
Припомните вместе с детьми, как еще разговаривают с домашними птицами и животными.
Разыграйте сценки-звукоподражания:
— кошка мурлычет, ласкаясь к хозяйке;
— котенок просит молока;
— собака лает на чужого;
— щенок обиженный скулит;
— наседка квохчет;
— цыплята пищат;
— кабанчик хрюкает и визжит;
— корова мычит, зовет хозяйку;
— индюк болбочет;
— петух кричит.
КУЗНЕЧИКИ
Все поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех!
Весь день стучат кузнечики,
Куют — не устают.
Работают до вечера
И с солнышком встают.
Е. Фейерабенд
КОМАР
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
Вспомните песенки кузнечика и комарика. Попробуйте подражать их звучанию.
ЖУК
Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Я не тужу.
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж...
Пожужжите жуком. Песенки жуков бывают разные. Попробуйте это показать.
ШМЕЛЬ
Я бежал,
Бежал,
Бежал.
Зверь за мной
Жужжал,
Жужжал.
Я лежал,
Лежал,
Лежал,
Зверь жужжал,
Жужжал,
Жужжал.
Я махнул ему рукой
На лужайку за рекой.
И помчался он сквозь чащу,
Сделав плавный разворот,
Словно маленький жужжащий
Золотистый вертолет.
М. Гали
ЛЕТИТ ОСА
Летит оса!
Гудит оса!
Оса — гроза!
Оса — слеза!
А чья слеза?
Моя слеза.
А. Кондратьев
Покажите, как жужжит шмель и звенит оса.
МЫШЬ И КАМЫШ
Камышам пищала мышь:
— Шшорох вашш
Нарушшил тишшь!
Шепчут шумно камыши:
— Тишше, мышшка,
Не шшурши!
Шшелест твой
Услышшит кошшка.
Шшла бы к бабушшке ты,
Крошшка!
Не послушшаешшься,
Мышшка, —
Кошшка сцапает, глупышшка!
В. Кремнев
Прочитайте стихотворение по ролям. Какие звуки в словах вы выделите и почему?
Благодаря каким звукам вы представляете шорохи, шелест в тишине?
Слушаем звуки в доме
Поиграйте в игру «Что мы слышим?» Выигрывает тот, кто больше услышит звуков и правильно их назовет:
— телефонный звонок,
— звонок в дверь,
— тиканье часов,
— речь диктора по радио,
— телепередача,
— журчание воды,
— звуки работы холодильника,
— гудение пылесоса,
— стук в дверь,
— лай собаки,
— мяуканье кошки,
— звон тарелок, кастрюль,
— скрип стула, табуретки,
— стук закрывающейся двери,
— щелчок выключателя,
— хлопанье в ладоши,
— топот малыша,
— позвякивание ложки в стакане и другие звуки — громкие и тихие,
— кашель, смех,
— звонок будильника,
— звуки работающего телевизора.
ЧАЙНИК
(Американская песенка)
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
Какое необычное слово вы заметили в стихотворении? Как вы его понимаете?
Прислушайтесь к бульканью кипящей воды в чайнике, к гудению самовара. Послушайте звуки кухни и расскажите, что вы услышали.
ДРОВА К ЗИМЕ
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора.
Будут на зиму дрова!
Г. Ладонщиков
Громко и энергично прочитайте это стихотворение, сопровождая его выразительными движениями.
ПЕСЕНКА ТОЧИЛЬЩИКОВ
Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет
Очень
Он хорош.
Будет
Резать он
Припасы:
Масло,
Сало,
Хлеб,
Колбасы,
Помидоры,
Огурцы —
Угощайтесь, молодцы!
О. Дриз
Послушайте внимательно эти короткие стихи. Как вы их прочитаете — быстро или медленно?
Выучите их наизусть и произносите как скороговорку.
слушаем звуки улицы
Выигрывает тот, кто больше назовет громких и тихих звуков:
— сигнал автомобиля,
— звонок трамвая,
— шуршание шин,
— визг тормозов,
— грохотание грузовика,
— хлопок закрывающейся дверцы машины,
— смех,
— громкая речь,
— сирена «скорой помощи»,
— пение птиц,
— гул самолета,
— гудок приближающейся электрички,
— гудение проводов и другие звуки.
ТАРАХТЕНИЕ с УТРА
Тарахтение с утра —
Треск веселый где-то:
Трактора
Кричат «УРРРРА!» —
Вот откуда это!
Им пора уже пахать
В это время года.
Хватит, значит, отдыхать!
Значит,
Есть
РРРРАБОТА!
Э. Мошковская
Как вы думаете, о каком утре рассказала поэтесса — городском или деревенском?
Если вы были на даче, в деревне, вспомните, с каких звуков начинается там утро.
Если летом в деревне вы встанете пораньше, то немало сделаете для себя открытий!
Слушаем звуки магазина
Выигрывает тот, кто больше назовет звуков:
— звук работающей кассы,
— шелест, шуршание упаковочной бумаги, коробок,
— разговор покупателей и продавцов,
— звуки открывающейся и закрывающейся двери,
— звуки подъезжающего контейнера,
— звуки подъезжающей машины.
МУЗЫКА
Взвод музыкальный
Гордо шагал,
Громкие звуки
В воздух бросал —
Круглые,
Словно мячики,
Солнечные,
Как зайчики!
Звуки протяжные,
Как река,
Дерзкие,
Словно крик петуха.
Звуки
Смеялись, вздыхали,
Вдруг, загрустив,
Тосковали...
Птахой задорной свистели,
Солнцем полуденным грели.
Дробно стучали,
Как кони
Частым аллюром погони.
Пели без слов
Об отваге
И развевались, как флаги.
В ногу шагал
Музыкальный взвод.
Строились звуки
Шеренгами нот.
Музыка в городе шла,
Праздник с собою несла.
Н. Юркова
Какие звуки нес по городу оркестр? Вспомните другие музыкальные звуки.
ЧТО СЛЫШИМ?
БОЛЬШИЕ УШИ
На лужайке ослик пел,
Но сказала муха:
— Ох, как всем ты надоел!
У тебя нет слуха.
Ослик крикнул ей в ответ:
— Ты молчи да слушай.
Как же это слуха нет?
Вон какие уши!
В. Попов
Устройте конкурс голосистых. Спойте знакомые песни, только не так, как герой этого стихотворения.
Отгадайте загадки. Какие звуки помогают найти отгадку? Назовите звуки-помощники.
Выигрывает тот, кто не ошибается в ответах.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Б. Фетисов
Какой звук часто повторяется в загадке?
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
— Вставать поррра! (Будильник)
С. Погореловский
Какое слово и какой звук передает звонок?
Путешествие в страну слов
(знакомим со словом,
словосочетанием, предложением)
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, — над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, — означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.
Слова, слова, слова...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
знакомство со словом
Слово называет предметы и явления окружающего мира, свойства и качества предметов, действия и состояния.
Предмет и слово, его называющее, — это не одно и то же.
Попробуйте это доказать.
простые опыты с предметами и словами
Возьми в руки мяч или какую-нибудь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить, ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.
МЯЧ И ПЕТЯ
Мальчик Петя громко плачет.
Почему?
Мальчик Петя громко плачет потому,
Что у мальчика у Пети
Был большой красивый мяч,
И от мальчика от Пети
Он удрал сегодня вскачь.
А удрал тот мяч от Пети почему?
А удрал тот мяч от Пети потому,
Что у мальчика у Пети
Этот мяч просили дети,
А в ответ на это Петя закричал:
— Не дам!
Не смейте
Мяч мой брать!..
Не понравилось такое поведение мячу:
— Я у мальчика такого
Оставаться не хочу
И от Пети ускачу!..
И ускакал...
Вот мяча и нету, значит.
Мальчик Петя громко плачет.
Но подходят вскоре к Пете
Им обиженные дети:
— Мы нашли в кустах твой мяч,
На! Держи его! Не плачь!..
Мальчик Петя засмеялся почему?
Мальчик Петя засмеялся потому,
Что на Петю осерчавший,
Что от Пети ускакавший,
Где-то там, в кустах, пропавший
Возвратился мяч к нему!
И когда спросили дети:
— Можно в мяч нам поиграть?
— Да! — ответил детям Петя, —
Можно в мяч вам поиграть!
Почему?
А потому,
Что стало совестно ему!
В. Лившиц
Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда-то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».
Можно ли со словом произвести все те действия, которые мы проделывали с предметом - мячом: рассмотреть, определить цвет, сдавить руками, подбросить и поймать? Нет... А что можно сделать со словом?
Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.
Послушайте слова: дом, мама, мир, играть, семья, кукла.
Послушайте еще раз, запомните цепочку слов и повторите слова в той же последовательности. Посчитайте, сколько слов вы запомнили.
Скажите слова еще раз и послушайте себя.
Перед вами слова. Найдите знакомое и родное слово, прочитайте его.
МАМА МИР ДОМ
Выложите из палочек, из мозаики или напишите свое имя и слово мама. Прочитайте, что вы написали.
Теперь вы узнали, что слова можно слышать, произносить, писать, читать.
Проведите подобные наблюдения-опыты с предметами и словами: конфета, кукла, карандаш.
слово и его значение
Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой.
Объясните по-своему слова: ложка, кошка, тряпка, шапка.
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
Назовите разные слова (игрушки, электроприборы, учебные принадлежности) и скажите, для чего нужны эти предметы, растолкуйте, что обозначают эти слова.
* * *
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Произнесите еще раз слово плим.
Что оно обозначает? Что за этим словом: предмет, действие, качество? Это настоящее слово или придуманное?
Слово плим — придуманное, «ненастоящее». Его никак не объяснишь. Оно ничего не обозначает.
Придумайте свои «ненастоящие» слова. Это нелегко. Убедитесь в том, что они ничего не обозначают.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
А теперь назовите слова, которые что-то обозначают. Постарайтесь определить, что же обозначает каждое слово. Это может быть и какой-то предмет (книга, ручка, яблоко, кошка), а может — действие (играть, читать, прыгать, рисовать), это может быть и качество какого-то предмета (упругий, сильный, большой, горький).
Скоро вы научитесь читать и писать эти слова.
НЕВПОПАД
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопард!
Ах, нет! Молодой лепард
Свалился в большой водопард.
Что делать — опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой лепоард!
Опять не выходит впопард.
И. Токмакова
С какими словами произошла путаница? Освободите запутавшиеся слова, произнесите их правильно.
Послушайте стихотворение Н. Кончаловской и скажите, что необычного и смешного вы заметили.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Произнесите и послушайте себя: огурбузы, помидыни, редисвекла, чеслук, репуста, сельдерошек, моркофель, спаржовник, баклачки.
Что вы услышали, произнося каждое слово в отдельности?
Есть волшебные слова:
Скажешь слово —
Слышишь два.
А. Шибаев
По два слова спрятались в каждом из этих слов. Какие?
Что обозначают эти слова? (Овощи)
Какие еще вы знаете слова, обозначающие овощи?
Рассмотрите картинки. Назовите слова, обозначающие фрукты.
ОТГАДАЙТЕ
Лежат у матки
Телятки гладки,
Лежат рядками —
Зеленые сами.
Моя куртка зелена,
Рубаха бела,
Штаны красны,
Галстук черен.
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ю. Черных
Что красно снаружи,
Бело внутри,
С зеленым хохолком на голове?
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я...
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
Уродилась я на славу,
Голова была кудрява,
Кто любит щи —
Меня в них ищи.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а...
Маленький, горький,
Луку брат.
Без рук,
Без ног
Ползет на батог.
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.
Под землей птица
Гнездо свила,
Яйца нанесла.
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь —
Всю руку обдерешь.
Телятки гладки
Привязаны к грядке.
Назовите самое короткое слово-отгадку со звуком [р].
Рассмотрите картинки
Какой вопрос можно поставить к словам: волк, лиса, медведь, заяц!
Как по-другому можно назвать одним словом волка, зайца, медведя, лису?
Вспомните домашних животных и назовите их. На какие вопросы отвечают эти слова? Сколько слов в словосочетаниях домашние животные, дикие животные!
ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?
Что таится за строкой?
Что-то
Или кто-то...
Что такое?
Кто такой? —
Всем узнать охота.
слова, обозначающие предметы
КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
Назовите слова, к которым можно поставить вопрос что?
Назовите слова, к которым можно поставить вопрос кто?
Назовите рисунки. Какой вопрос можно поставить к этим словам-названиям?
Что это?
Каким одним словом можно назвать эти предметы?
(Вещи)
Эти предметы можно назвать сочетанием из двух слов. Каким? (Учебные принадлежности, школьные принадлежности)
ПОСТАВЬТЕ ВОПРОСЫ КТО? ЧТО? К СЛОВАМ:
дом, человек, дерево, учитель, цветок, книга, лиса, собака, памятник, ручка, ложка, рыбка, курица, лев, кошка, брат, автобус, тетя, машина.
подберите картинки
Приготовьте не менее 10 картинок. Подберите пять картинок, к которым можно поставить вопрос кто? и пять картинок, к которым можно поставить вопрос что?
Понаблюдайте, как изменяется слово кот в стихотворении.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем слово «кот» склонять.
У норы добычу ждет,
Притаившись, серый...
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от
А теперь и за версту
Не приблизится к ... .
Крыса старая, и та,
Видя грозного
Убежит скорей под дом,
Чтоб не встретиться с ... .
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о ... .
А. Грачев
слова и фишки
Приготовьте фишки, ими вы будете изображать слова.
Выложите в строке столько фишек, сколько слов произнесет взрослый:
— кот, овощи, дети; А А А
— мак, дом, кукла, бык; А А А А
— самолет, дедушка, радио, метро, сумка;
А А А А А
— учитель, книга, собака, кошка, стул, окно.
А А А А А А
Поменяйтесь ролями: ребенок называет слова — взрослый обозначает каждое слово фишкой.
Отгадайте загадки по описанию
Человек, который сторожит, охраняет что-либо.
Солдат, охраняющий границу.
(Пограничник)
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т. д.
(Адрес)
Место, где приготовляют и продают лекарства.
Сильная метель, снежная буря.
(Вьюга)
Часть суток от конца дня до начала ночи.
(Вечер)
Загородный дом для летнего отдыха.