Когда человек получил результат, он сравнивает его со своей целью – достиг он её или нет.
Билет 7 1. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие «ведущая деятельность». Основные структурные компоненты деятельности, психологический механизм её развития. Роль взрослого в формировании новых видов деятельности ребёнка. 2. Анализ состояния игровой деятельности дошкольников на современном этапе, педагогические условия её развития.3. Развитие детской художественной деятельности. Виды художественной деятельности, их специфика и взаимосвязь. Своеобразие развития художественной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте.
1.Развития без деятельности быть не может. Чтобы ребёнок развивался, должны быть созданы условия для развития какого-либо вида деятельности. А. Леонтьев ввёл понятие «Ведущего вида деятельности» - это тот вид деятельности, в процессе которого и развивается личность. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает, во-первых, развитие определенных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом, в-третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка. Классический пример – ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста.
Основные структурные компоненты деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени:
1. Потребность (нужда в продукте деятельности) она должна быть осознанна.
2. Мотив (осознанность)(определяет то, что человек хочет,). 3. Цель (что я хочу получить)
4. Средство (приёмы, способы действия, при помощи которых человек осуществляет эту потребность)5. Продукт или предмет деятельности
6. Результат (конечный итог, в котором потребность удовлетворяется)
Когда человек получил результат, он сравнивает его со своей целью – достиг он её или нет.
Ведущим видом деятельности дошкольного периода является игровая деятельность. В качестве предмета в игр.деят.является сверстники или игрушки, а результат – выполнение самой игровой роли. Цель игры – ребенок постоянно расширяет знания об окружающем мире ( то врач, то шофер и т.д.) Механизмом развития деятельности является стремление к удовлетворению потребности через продукт деятельности.
Роль взрослого в формировании новых видов деятельности ребёнка чрезвычайно велика. Взрослый: 1. Расширяет представление ребёнка о данном виде деятельности.
2. Создаёт игровую ситуацию, оказывает помощь в создании игровой зоны, помогает разработать содержание игры, т.е. как дети будут играть.
3. Обеспечивает коммуникацию игровых группировок. Налаживает взаимные коммуникации в диалоговой форме между членами игрового сообщества.
2. Анализ состояния игровой деятельности дошкольников на современном этапе, педагогические условия её развития. Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.Для анализа состояния игровой деятельности необходимо:
- рассмотреть образовательную программу, по которой занимаются дети и календарно-тематическое планирование;
- описать игровую среду группы; понаблюдать за играми детей во время свободной деятельности;
- побеседовать с родителями о том, как проходит игровая деятельность ребенка дома.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1) распределение ролей; 2) основное содержание игры; 3) ролевое поведение;
4) игровые действия; 5) использование атрибутики и предметов-заместителей;
6) использование ролевой речи; 7) выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по уровню, характерному для данного возрастного периода детей. Их 3 - высокий, средний и низкий. Высокий уровень У ребенка с высоким уровнем процессуальной игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно и не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Ребенок использует предметы-заместители Средний уровень У ребенка хорошо выражена потребность в игре. но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками. Низкий уровень Этот уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности. Как правило, дети с низким уровнем игры не включают в нее предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.Дополнительные данные о состоянии игровой сферы могут быть получены на основании диагностикипринятия ребенком игровой инициативы взрослого. По данному параметру могут быть зафиксированы три уровня (состояния):1) хорошо выраженная готовность к обучению. 2) слабовыраженная готовность к обучению. 3) отсутствие готовности к обучению игре. Этот уровень отмечается тогда, когда ребенок не обращает внимания на игру взрослого, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их и не понимает смысла действий замещения. Педагогические условия, стимулирующие развитие игровой деятельности детейОпираясь на теоретические положения ученых А.А.Люблинской, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, исследования педагогов-практиков считают, что условиями развития игровой деятельности могут служить следующие позиции:
Подбор разнообразных дидактических игрушек, для обогащения сенсорного опыта и уточнения представлений детей о способах действий с различными предметами ,игрушками и их заместителями, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог
Организации различных игр-занятий по сенсорному воспитанию и индивидуальных игр с ребенком, показа данных занятий родителям; - использование в работе с детьми народных и сюжетных игрушек; - использование в работе с детьми проблемных ситуаций, словесных (простых и сложных) инструкций, конфликтных ситуаций, предметов – заместителей. - расширять круг их интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
3. Развитие детской художественной деятельности. Виды художественной деятельности, их специфика и взаимосвязь. Своеобразие развития художественной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте. Называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. Все виды музыкальной деятельности имеют свои разновидности.Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.Кроме этого к музыкальной деятельности детей относятся музыкально-дидактические игры.Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.