Закономерности педагогического процесса. 1. Закономерность динамики

1. Закономерность динамики. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущих этапах: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

· наследственности;

· воспитательной и учебной среды;

· включения в учебно-воспитательную деятельность;

· применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления. Эффективность педагогического взаимодействия зависит от:

· интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

· величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

· действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

· интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практического. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

· интенсивности и качества чувственного восприятия;

· логического осмысления воспринятого;

· практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса определяется:

· качеством педагогической деятельности и

· качеством собственной учебно-воспитательной деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены:

· потребностями общества и личности;

· возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества;

· условиями протекания процесса (духовными, моральными, эстетическими, санитарно-гигиеническими и др.).

Этапы педагогического процесса.

Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами являются подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания процесса и решаются важные задачи:

- целеполагание (обоснование и постановка цели),

- диагностика условий и обстоятельств (сбор информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их подготовки и т.п.),

- прогнозирование хода и результатов педагогического процесса (теоретически взвешиваются и рассчитываются параметры процесса, возможные достижения и т.п.),

- проектирование и планирование развития процесса (создаётся проект организации процесса, который после доработки воплощается в план – план воспитательного процесса в вузе, план изучения дисциплины, план занятия и т.п.).

Основной этап - этап осуществленияпедагогического процесса. Он включает в себя взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников (студентов); использование намеченных средств, методов и форм педагогического процесса;создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулированияобучаемых; обеспечение связи с другими процессами. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль. Важную роль играет обратная связь, в том числе текущий контроль.

Заключительный этап – этап анализа достигнутых результатов. Он необходим для того, чтобы в будущем нее повторять ошибок. Педагогический процесс нуждается в постоянном мониторинге – отслеживании развития и продуктивности процесса. Подведение итогов выражается в оценках и качественном анализе результатов деятельности.

Педагогические инновации

Инновация(от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменение в системе, появление нового, более качественного и эффективного. В общем смысле под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результат учебно-воспитательного процесса. Это идеи и процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогического процесса.

Инновации связывают прежде всего с новыми технологиями. Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный и экстенсивный. Интенсивный предусматривает развитие ПС за счёт внутренних резервов, а экстенсивный основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, технологий, капиталовложений и т.д. Возможности интенсивного развития ПС считаются сегодня исчерпанными. Западная школа развивается экстенсивным путём, опираясь на информационные технологии, на индивидуализацию и дифференциацию работы.

К общим педагогическим инновациям относят:

1) не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

2) гуманистическую педагогику во всей совокупности её теоретических положений и практических технологий;

3) основанные на приоритетах духовности и новых идеях о механизмах воспитания подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Наши рекомендации