Методические рекомендации для подготовки
К практическим занятиям
Практические занятия (30 часов)
Практическое занятие 1
Психологические аспекты труда учителя.
Цель: Овладеть умением выделять собственно психологические аспекты урока.
Ход:
1. Проведение деловой игры «Обратная связь».
2. Обсуждение и психологический анализ уроков, проведенных студентами в процессе игры.
Методические указания:
Учебной аудитории: специальной подготовки не требуется.
Участники игры:
· студенты, выполняющие роль учителя,
· студенты, выполняющие роль учеников,
· студенты, выполняющие роль экспертов (завуча, директора школы).
Общее описание игры:
Студенты, играющие роль учителя, проводят «уроки». Время для выполнения задания студенту - «учителю» – 10-15 мин. Студенты - «ученики» играют роль учеников.
Практическое занятие 2
Тема: Психология педагогической деятельности
Цель:рассмотреть строение педагогической деятельности в ее психологических аспектах.
Вопросы для обсуждения
Специфика педагогической профессии, ее отличия от других профессий. Психологическая характеристика педагогической деятельности - цели, функции, структура, педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности.
Доклады по теме: методы психологии в деятельности учителя.
Классические методы – наблюдение, эксперимент (формирующий эксперимент), тестирование.
Специфические методы оказания психологической помощи и поддержки (психологическая коррекция, активное социальное обучение (тренинг); психологическое консультирование).
Методические указания:
Решая задачу в ходе подготовки к семинару, постарайтесь обосновать свое мнение
Задача. Проанализируйте по приведенным высказываниям те позиции, которые педагоги занимают по отношению к другому человеку. Какие из них вы находите оптимальными и почему?
1. Педагог - это профессия, формирующая личностные качества человека.
2. Деятельность педагога – это образовательная «услуга», ничем не отличающаяся от услуг таксиста, продавца, парикмахера.
3. Педагог - это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении личности в сторону их улучшения.
4. Для педагога более значима большая практика и вера в себя, а не теоретическая профессиональная подготовка.
5. О талантливых музыкантах, артистах говорят, что в детстве их поцеловала муза музыки или театра. Муза педагогики позволяет стать «учителем от Бога».
6. Педагог - это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.
7. Педагог - это профессия одержимых увлеченно-вдохновенных людей.
8. Педагог - это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом.
9. Профессия педагога требует высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность.
10. Заниматься преподаванием можно и не имея специального педагогического образования
Практическое занятие 3
Личность учителя.
Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.
Ход работы:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Задание для обсуждения.
3. Дискуссия.
Вопросы для обсуждения
Динамика представлений о профессионально значимых личностных качествах (общепедагогический и системно-структурный подходы). Идеи Л.С.Выготского о требованиях к личности учителя.
Методические указания:
При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 9 «Психология и учитель» из книги Выготского Л.С.
При конспектировании нужно ответить на вопросы:
1. Чем, по мнению Л.С.Выготского, определяются требования к личности учителя? Приведите примеры разных представлений.
2. Почему представление о том, что учитель должен воспитывать Л.С.Выготский назвал предрассудком? Преодолен ли сейчас этот предрассудок?
3. В чем Л.С.Выготский видит опасность педагогической профессии? В каких случаях учитель выступает как нелепая, осмеиваемая, карикатурная фигура? Как избежать этой опасности?
4. Почему Л.С.Выготский считает требование от учителя вдохновения, воодушевления антипсихологичным?
5. Почему дружеские отношения между учителем и учеником Л.С.Выготский считает психологической проблемой?
6. Какие требования к учителю предъявляет Л.С.Выготский?
7. Как Вы относитесь к идее Л.С.Выготского о том, что в городе будущего не будет здания с названием «школа», а педагогическая профессия исчезнет?
8. Как Вы поняли мысль Л.С.Выготского о преподавании как о войне?
Практическое занятие 4.