Методические рекомендации для подготовки

К практическим занятиям

Практические занятия (30 часов)

Практическое занятие 1

Психологические аспекты труда учителя.

Цель: Овладеть умением выделять собственно психологические аспекты урока.

Ход:

1. Проведение деловой игры «Обратная связь».

2. Обсуждение и психологический анализ уроков, проведенных студентами в процессе игры.

Методические указания:

Учебной аудитории: специальной подготовки не требуется.

Участники игры:

· студенты, выполняющие роль учителя,

· студенты, выполняющие роль учеников,

· студенты, выполняющие роль экспертов (завуча, директора школы).

Общее описание игры:

Студенты, играющие роль учителя, проводят «уроки». Время для выполнения задания студенту - «учителю» – 10-15 мин. Студенты - «ученики» играют роль учеников.

Практическое занятие 2

Тема: Психология педагогической деятельности

Цель:рассмотреть строение педагогической деятельности в ее психологических аспектах.

Вопросы для обсуждения

Специфика педагогической профессии, ее отличия от других профессий. Психологическая характеристика педагогической деятельности - цели, функции, структура, педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

Доклады по теме: методы психологии в деятельности учителя.

Классические методы – наблюдение, эксперимент (формирующий эксперимент), тестирование.

Специфические методы оказания психологической помощи и поддержки (психологическая коррекция, активное социальное обучение (тренинг); психологическое консультирование).

Методические указания:

Решая задачу в ходе подготовки к семинару, постарайтесь обосновать свое мнение

Задача. Проанализируйте по приведенным высказываниям те позиции, которые педагоги занимают по отношению к другому человеку. Какие из них вы находите оптимальными и почему?

1. Педагог - это профессия, формирующая личностные качества человека.

2. Деятельность педагога – это образовательная «услуга», ничем не отличающаяся от услуг таксиста, продавца, парикмахера.

3. Педагог - это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении личности в сторону их улучшения.

4. Для педагога более значима большая практика и вера в себя, а не теоретическая профессиональная подготовка.

5. О талантливых музыкантах, артистах говорят, что в детстве их поцеловала муза музыки или театра. Муза педагогики позволяет стать «учителем от Бога».

6. Педагог - это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.

7. Педагог - это профессия одержимых увлеченно-вдохновенных людей.

8. Педагог - это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом.

9. Профессия педагога требует высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность.

10. Заниматься преподаванием можно и не имея специального педагогического образования

Практическое занятие 3

Личность учителя.

Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.

Ход работы:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Задание для обсуждения.

3. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения

Динамика представлений о профессионально значимых личностных качествах (общепедагогический и системно-структурный подходы). Идеи Л.С.Выготского о требованиях к личности учителя.

Методические указания:

При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 9 «Психология и учитель» из книги Выготского Л.С.

При конспектировании нужно ответить на вопросы:

1. Чем, по мнению Л.С.Выготского, определяются требования к личности учителя? Приведите примеры разных представлений.

2. Почему представление о том, что учитель должен воспитывать Л.С.Выготский назвал предрассудком? Преодолен ли сейчас этот предрассудок?

3. В чем Л.С.Выготский видит опасность педагогической профессии? В каких случаях учитель выступает как нелепая, осмеиваемая, карикатурная фигура? Как избежать этой опасности?

4. Почему Л.С.Выготский считает требование от учителя вдохновения, воодушевления антипсихологичным?

5. Почему дружеские отношения между учителем и учеником Л.С.Выготский считает психологической проблемой?

6. Какие требования к учителю предъявляет Л.С.Выготский?

7. Как Вы относитесь к идее Л.С.Выготского о том, что в городе будущего не будет здания с названием «школа», а педагогическая профессия исчезнет?

8. Как Вы поняли мысль Л.С.Выготского о преподавании как о войне?

Практическое занятие 4.

Наши рекомендации