Особенности логопедической работы при корковой дизартрии
Наблюдения показывают, что очаговые поражения вызывают специфические нарушения артикуляции, которые проявляются в изолированном поражении отдельных мышц артикуляционного аппарата.
Задача артикуляционной гимнастики при корковой дизартрии состоит в развитии тонких дифференцированных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.
При постановки звуков используется моторно-кинестетический метод: логопед при помощи шпателя или языкового зонда помогает движению языка вверх; ребенок сосредотачивает внимание на ощущении движения и положения языка; одновременно он видит этот уклад в зеркале и слышит произнесение этого звука логопедом; затем ребенка просят поместить язык на дно полости рта в нейтральную позицию и повторить движение.
Постановка переднеязычных звуков при корковой дизартрии начинается с группы твердых переднеязычных (т,д,н), затем идут наиболее сложные звуки - р, л и аффрикаты.
Постановка любого звука у детей с церебральным параличом имеет свою специфику и требует комплексного подхода.
Перед тем как вызвать у ребенка переднеязычные звуки логопед должен выработать у него ощущение кончика языкапутем тактильной стимуляции кончика языка шпателем, затем просят ребенка лизнуть конфету или мороженое. После этого помещаем конфету между зубами ребенка и просим его лизнуть ее кончиком языка. Для развития ощущения кончика языка также рекомендуется капать на него соки, помещать кусочек апельсина или лимона.
После того как у ребенка появится ощущение кончика языка, выбираем адекватное положение головыдля вызывания этих звуков. Таким положением будет слегка наклоненная вперед голова, т.о. язык занимает правильное положение по отношению к зубному ряду.
Если у ребенка выражены патологические тонические рефлексы и двигательные возможности значительно ограничены, используют рефлекс запрещающие позиции:
A) положение сидя, ноги свешены через край кушетки, руки опираются об опору и поддерживают туловище; голова наклонена вперед;
Б) положение на спине, ноги свешиваются через край кушетки, голова наклоняется вперед и удерживается в этом положении;
B) положение на животе, опора на согнутые локти, голова слегка наклонена вперед и удерживается по средней линии .
В этих упражнениях проводится расслабление дыхательной мускулатуры и устанавливается правильный дыхательный ритм.
Затем проводится стимуляция мышц мягкого небаи расслабление мышц губ.
На следующем этапе работы логопед учит ребенка дифференцироватьна слух звуки и работает над их автоматизациейв слогах, словах и предложениях.
С учащимися используются упражнения и для письменнойречи (ребенок читает и списывает слоги). Важное значение имеют специальные упражнения по дифференциации звуков в словах и предложениях. Для этого используются слова квазимонимы. Кроме этого ребенку предлагают вставлять пропущенные буквы.
Особенности коррекционно-логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии
Наиболее часто псевдобульбарная дизартрия связана с формой спастической диплегией детского церебрального паралича.
При псевдобульбарной дизартрии влияние позотонических рефлексов на мышечный тонус речевой мускулатуры значительно больше, чем при корковой дизартрии. Эта особенность сочетается с наличием врожденных безусловных ротовых рефлексов и наличием синкинезий.
Все это определяет направлениялогопедической работы при псевдобульбарной дизартрии:
1. торможение патологической рефлекторной активности в речевой мускулатуре; для торможения патологических позотонических рефлексов логопедические занятия проводятся в рефлекс запрещающих позициях;
2. расслабление скелетной мускулатуры и особенно мышц грудной клетки, шеи, верхних конечностей;
3. применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);
4. пассивно-активная артикуляционная гимнастика с развитием активных движений и ощущений этих движений.
Логопедическая работа обязательно включает в себя:
* формирование речевого дыхания,
* формирование интонационно-мелодической стороны речи,
* формирование фонематического восприятия и слухо-кинетической интеграции.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного леченияв едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий.
Работа над произнесением звуков начинается с расслабления дыхательной мускулатуры и установления правильного дыхания.1) Дыхательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.
2) Затем ребенка учат вокализировать шепотом свой выдох. Для этого рука ребенка помещается на его гортань, губы в нейтральной позиции; ребенок контролирует себя при помощи зеркала.
3) на следующем этапе предлагается серия дыхательных упражнений (дутье на ватку, задувание свечей, игры в паровоз...) для выработки силы воздушной струи.
4) развитие кинестетических ощущений от мышц губ; для этого последовательно проводятся пассивные, пассивно-активные, активные упражнения по смыканию и размыканию губ; во время выполнения ребенком серии пассивно-активных движений логопед сам вокализирует звук, побуждая ребенка к подражанию.
С детьми школьного возраста работа проводится с опорой на восприятие буквы. Ребенок видит букву и слышит соответствующий звук, наблюдает за тем как логопед артикулирует этот звук.
5) ребенок произносит цепочки слогов со звуком в начальной позиции;
дети школьного возраста читают слоги, слова, списывают их;
6) дифференциация звуков на слух при помощи кинестетических ощущений; подключение зрительного анализатора облегчает дифференциацию звуков; с учащимися дифференциацию проводят с опорой на письменную речь.
Т.о. в системе логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии можно выделить следующие основные направления:
1. нормализация тонуса в артикуляционной, мимической мускулатуре и конечностях;
- подбор рефлекс запрещающей позиции, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние позотонических рефлексов в процессе речевого акта;
- покачивание торса ребенка и легкое потряхивание всех конечностей.
2. развитие и формирование кинестетического контроля:
- формирование кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре;
- массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методики и точечный массаж методом штопора.
3. формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа и синтеза;
4. нормализация дыхательной мускулатуры (работа по удлинению выдоха; формирование умения задерживать дыхание и регулировать силу и толчок выдыхаемой струи);
5. формирование речевого дыхания вне фонации:
- постановка грудно-брюшного дыхания;
- отработка синхронного дыхания с логопедом;
6. формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи:
- отработка синхронного дыхания на слогах АХ, УХ, ИХ;
- отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребенка и логопеда при пении гласных А_______, У________, И______;
7. коррекция нарушений звукопроизношения. Последовательность постановки звуков и коррекция звукопроизношения зависит от локализации параличей и парезов в артикуляционном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребенка.
В первую очередь ставятся те звуки, в образовании которых участвуют наименее спастичные отделы языка и губ. При постановки звуков необходимо опираться на все сохранные анализаторы и использовать уже восстановленную функцию.
Система коррекционно-логопедической работы при экстрапирамидной дизартрии
Экстрапирамидная (или подкорковая) форма дизартрии наблюдается у больных с гипрекинетической формой церебрального паралича.
Основным направление восстановительных мероприятий в логопедической работе является подавление насильственных движений.
При этом большое внимание уделяется выработке статических положений с задержкой движения и умение сохранять состояние покоя.
В проведении коррекционно-логопедической работы на индивидуальных занятиях выделяется несколько основных этапов:
1. Подбор для ребенка позы,при которой количество и интенсивность насильственных движений были бы минимальны. При этом применяются приспособления для фиксации конечностей и головы ребенка (используется специальное кресло, на спинке которого смонтирован головодержатель; стопы фиксируются ремнями или обувью, прикрепленной к специальной тяжелой доске; руки мягкими петлями фиксируются к подлокотнику, туловище - лифом)
2. Обучение ребенка приемам расслабления.При этом ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица. Сюда входят:
- психотерапевтическое воздействие, цель которого — снять мышечное напряжение;
- массаж, в основном типа легкого плоскостного поверхностного поглаживания, по длительности не более 5 минут, в медленном темпе с подключением точечного перекрестного массажа тормозным методом;
- пассивные движения : статические и динамические; статические: когда ребенок говорит, логопед затормаживает насильственные движения; динамические: направлены на изменение амплитуды движение; все пассивные движения выполняются медленно, плавно, ритмично, не допуская болевых ощущений.
3. Обучение произвольному дыханиюв определенном ритме, для этого широко используют логоритмику. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции; обращается внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных мышц. Затем идет отработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А. И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.
4. Постановка звуков. Логопед обучает ребенка умению воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного уклада к другому.
На занятиях осуществляется последовательная постановка звуков,которая определяется локализацией гиперкинезов в артикуляционной мускулатуре. Начинают с тех звуков, которые образуются в тех артикуляционных отделах, где наблюдается наименьшее количество гипрекинезов.