МетаОТ-5.4 (система знаний) АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ

Параметры речи Характеристика
Дикция от лат. dictio – "произнесение" – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и их сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателей от необходимости длительного напряжения, позволяет сосредоточиться на содержании речи. Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.
Темп от лат. tempus – "время" – это скорость, быстрота речи, с которой оратор произносим текст. Темп речи следует избирать с таким расчетом, чтобы восприятие речине отставало от сообщения, скорости поступления информации, заключенной в речи. Иначе говоря, нельзя говорить бстрее (медленнее), чем люди думают. Поэтому выступление должно быть изложено разным темпом в различных по уроню аудиториях. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Нормальный темп речи при докладе – 100 слов в минуту. При оживленной дискуссии допускается до 120 слов в минуту (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)
Ритм представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, а также звучащей речи и пауз. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.
1. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. —2-е изд., пере- раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 558. — (Высшее образование). 2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998, 304 с.

метаОТ-5.5 (система знаний) СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ОРАТОРА (ВАЖНЕЙШИЕ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ)

Наши рекомендации