Упражнение на развитие мышления и речи.

- Послушай стихотворение:

Осень пришла, стали ночи длиннее.

Света, тепла не хватает деревьям.

Листья желтеют - ах, опадают,

Дети по листьям шуршащим шагают.

Ответь на вопросы:

- Почему опадают листья с деревьев?

- Почему листья осенью желтеют, краснеют?

- Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?

Работа над структурой предложения.

- Послушай предложение:

Поздней осенью деревья в городском парке стоят совсем голые.

- Послушай еще раз. Обозначай каждое слово короткой по­лоской. Скажи, сколько слов в предложении? (9.)

- Переделай это предложение так, чтобы в нем было:

- 8 слов (Осенью деревья в городском парке стоят совсем голые);

- 7 слов (Деревья в городском парке стоят совсем голые);

- 6 слов (Деревья в парке стоят совсем голые);

- 5 слов (Деревья в парке стоят голые);

- 4 слова (Деревья в парке стоят);

- 2 слова (Деревья стоят).

8. Игра с мячом «Доскажи словечко».

По... -vma, ма... -чта. ме... -чта, ко... -чка, по... -чка, но... -чка. кво... -чка. бо... -чка. ка... - чка, брю... -чки, колю... -чки, каба... -чки. жу... -чки, пау... -чки.

Итог, оценка деятельности детей.

Занятие 5

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ПРОСТЫХ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ И ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, обогащать и активизировать словарь; формировать и раз­вивать коммуникативные умения, упражнять в умении подбирать к существительным слова - признаки предметов, тренировать навыки словоизменения; развивать слуховое внимание и фоне­матический слух, мелкую моторику, умение выполнять звуко­вой и языковой анализ; воспитывать активность и самостоятель­ность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Пальчиковая гимнаспшка «Пекарь».

(Имитация движении по тексту стихотворения.)

Руки вымой, тесто мни, Выполнять движения, как будто моем руки

Торт для друга испеки! сжимать и разжимать пальцы рук. как будто мнем тесто

Серединку смажь вареньем, Круговые движения ладонями по плоскости стола

А верхушку - сладким кремом, Сыпать «крошку» пальцами обеих рук.

И кокосовою крошкой

Посыпай ты торт немножко.

Приготовь душистый чай,

В гости друга приглашай!

Повторение артикуляции звука [ч|.

Игра «Угадай звук по схеме».

Игры со словами.

«Повтори слова»

Слова произносят отраженно и по картинкам: ткач. луч. врач, дочь, ночь, печь, речь, дичь, клич, плач, грач, меч. мяч, лечь.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие - на вопрос что? Какие - что делать?

-

«Скажи правильно»

- Часть суток - ..., птица - ..., еда - ..., старинный военный доспех - громкий крик - ..., родня - ..., профессия - ..., иг­рушка -... .

«Какая — какой?»

- Меч какой? Мяч какой? Грач какой? Клич какой? Луч ка­кой? Ночь какая? Дочь какая? Речь какая?

«Найди пару»

- Назови слова, отличающиеся одним звуком: печь - ... речь, меч; дочь - ... ночь; врач - ... грач; меч - ... мяч.

3. Игра «Много - один».

Логопед называет слова, обозначающие много предметов: ре­бенок называет слово, обозначающее один предмет.

ночи-... мечи-...

лучи-... ткачи-...

грачи-... врачи-...

Физкультминутка.

Игра с мячом «Запомни, повтори».

дичь - клич

врач - ткач - грач

меч - печь - речь

меч - мяч - врач

5. Игра «Подбери слово».

• Девочка уронила ... (мяч).

• К больному пришел ... (врач).

• «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи ...» (туч).

• На кочке сидит ... (грач).

• Закончился день, и наступила ... (ночь).

• Сквозь кроны вековых елей пробился солнечный ... (луч).

• Каменщик сложил ... (печь).

• «Как радостно вдалеке от дома услышать родную...» (речь).

- Составь схему предложения Девочка уронила мяч; обозна­чай предложение длинной полоской, а слова - короткими полос­ками.

- Составь схему предложения На кочке сидит грач; обозна­чай предложение длинной полоской, а слова - короткими по­лосками; «маленькое слово» на обозначь схемой этого слова (квад­рат, а на квадрате - маленький кружок).

6. Игра «Подбери слова к схеме».

ЗКЗ С С К 3 СКЗ

печь врач ночь

Мяч ткач дочь

7. Замени последний звук на [ч].

дом-дочь лес -лечь враг - врач

нос -ночь лук - луч план - плач

мел - меч пел - печь клин - клич

Наши рекомендации