Упражнение на развитие мышления и речи.
- Послушай стихотворение:
Осень пришла, стали ночи длиннее.
Света, тепла не хватает деревьям.
Листья желтеют - ах, опадают,
Дети по листьям шуршащим шагают.
Ответь на вопросы:
- Почему опадают листья с деревьев?
- Почему листья осенью желтеют, краснеют?
- Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?
Работа над структурой предложения.
- Послушай предложение:
Поздней осенью деревья в городском парке стоят совсем голые.
- Послушай еще раз. Обозначай каждое слово короткой полоской. Скажи, сколько слов в предложении? (9.)
- Переделай это предложение так, чтобы в нем было:
- 8 слов (Осенью деревья в городском парке стоят совсем голые);
- 7 слов (Деревья в городском парке стоят совсем голые);
- 6 слов (Деревья в парке стоят совсем голые);
- 5 слов (Деревья в парке стоят голые);
- 4 слова (Деревья в парке стоят);
- 2 слова (Деревья стоят).
8. Игра с мячом «Доскажи словечко».
По... -vma, ма... -чта. ме... -чта, ко... -чка, по... -чка, но... -чка. кво... -чка. бо... -чка. ка... - чка, брю... -чки, колю... -чки, каба... -чки. жу... -чки, пау... -чки.
Итог, оценка деятельности детей.
Занятие 5
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ПРОСТЫХ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ И ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, обогащать и активизировать словарь; формировать и развивать коммуникативные умения, упражнять в умении подбирать к существительным слова - признаки предметов, тренировать навыки словоизменения; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мелкую моторику, умение выполнять звуковой и языковой анализ; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнаспшка «Пекарь».
(Имитация движении по тексту стихотворения.)
Руки вымой, тесто мни, Выполнять движения, как будто моем руки
Торт для друга испеки! сжимать и разжимать пальцы рук. как будто мнем тесто
Серединку смажь вареньем, Круговые движения ладонями по плоскости стола
А верхушку - сладким кремом, Сыпать «крошку» пальцами обеих рук.
И кокосовою крошкой
Посыпай ты торт немножко.
Приготовь душистый чай,
В гости друга приглашай!
Повторение артикуляции звука [ч|.
Игра «Угадай звук по схеме».
Игры со словами.
«Повтори слова»
Слова произносят отраженно и по картинкам: ткач. луч. врач, дочь, ночь, печь, речь, дичь, клич, плач, грач, меч. мяч, лечь.
- Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие - на вопрос что? Какие - что делать?
-
«Скажи правильно»
- Часть суток - ..., птица - ..., еда - ..., старинный военный доспех - громкий крик - ..., родня - ..., профессия - ..., игрушка -... .
«Какая — какой?»
- Меч какой? Мяч какой? Грач какой? Клич какой? Луч какой? Ночь какая? Дочь какая? Речь какая?
«Найди пару»
- Назови слова, отличающиеся одним звуком: печь - ... речь, меч; дочь - ... ночь; врач - ... грач; меч - ... мяч.
3. Игра «Много - один».
Логопед называет слова, обозначающие много предметов: ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
ночи-... мечи-...
лучи-... ткачи-...
грачи-... врачи-...
Физкультминутка.
Игра с мячом «Запомни, повтори».
дичь - клич
врач - ткач - грач
меч - печь - речь
меч - мяч - врач
5. Игра «Подбери слово».
• Девочка уронила ... (мяч).
• К больному пришел ... (врач).
• «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи ...» (туч).
• На кочке сидит ... (грач).
• Закончился день, и наступила ... (ночь).
• Сквозь кроны вековых елей пробился солнечный ... (луч).
• Каменщик сложил ... (печь).
• «Как радостно вдалеке от дома услышать родную...» (речь).
- Составь схему предложения Девочка уронила мяч; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками.
- Составь схему предложения На кочке сидит грач; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками; «маленькое слово» на обозначь схемой этого слова (квадрат, а на квадрате - маленький кружок).
6. Игра «Подбери слова к схеме».
ЗКЗ С С К 3 СКЗ
печь врач ночь
Мяч ткач дочь
7. Замени последний звук на [ч].
дом-дочь лес -лечь враг - врач
нос -ночь лук - луч план - плач
мел - меч пел - печь клин - клич