Вопрос№17. Школьные коллективы

Организационно социальное воспитание осуществляется в вос­питательной организации через коллективы. Суть роли коллекти­ва в социальном воспитании состоит в опосредовании и обеспе­чении перехода от интересов отдельного человека к интересам общества.

Школа может рассматриваться не только как организация, что было показано выше, но и как общность, сообщество. Различие — в особенностях объединения людей.

Школа как любая организация имеет черты общности. Объеди­нение людей, органично сочетающее в себе и признаки организации, и признаки общности принято называть коллективом. К основным признакам коллектива относят:

- приоритет дела, результата;

- просоциальный (общественно-полезный) характер деятель­ности;

- наличие коллективных связей;

- демократию;

- ситуативный характер лидерства (в разных видах деятельно­сти разные лидеры).

Влияние коллектива на человека многоаспектно: за счет одних свойств он может порождать процессы нивелирования личности, ее усреднение; за счет других — развивать индивидуальность чело­века, его творческий потенциал.

Развитие школьной воспитательной системы может происходить двумя путями:

- ядро системы создается через сплочение различных первичных коллективов, прежде всего классных, а затем через развита их взаимодействия к укреплению общешкольного коллектива;

- первоначально создается общешкольный коллектив, а затем используя его потенциал, педагоги сосредоточиваются на классных коллективах.

Различают следующие виды коллективов.

Общешкольный коллектив — это дифференцированное объеди­нение детей и взрослых. Составляющие его группы, объединения могут обладать собственной организационной структурой и цен­ностными ориентациями, не противоречащими ценностно-смыс­ловым ориентациям школы в целом. Объединяющим элементом, как и в случае с классом, служит общая коллективная деятель­ность, в которой результат зависит от согласованного участия всех и каждого.

Коллектив-команда — это высокоорганизованная группа, со­вокупный субъект деятельности, механизм достижения общих и индивидуальных целей. Коллектив складывается вокруг результата совместной деятельности, который важен для всех его участников. Для быстрейшего достижения результата члены коллектива гото­вы поступиться своей самостоятельностью и свободой. Данный вид коллектива в большей степени характерен для вос­питательной системы школы с рационально-познавательной ори­ентацией.

Коллектив-община — это высокоорганизованная группа, в ос­нове которой лежит особый уклад жизни, задающий нормы и пра­вила для членов группы и позволяющий отличать себя от предста­вителей иных групп. Главная ценность — особый образ жизнедея­тельности, построенный на приоритетах доверия, честности друг перед другом и позволяющий присваивать ценности культуры. Для подобного коллектива очень важно выделиться из числа других общностей и стать узнаваемым. Это приводит к использованию символических механизмов — созданию своей формы, знаков от­личия, символов и атрибутов, правил приветствия, особого язы­ка. Большое внимание уделяется приему и исключению членов.

Лидером здесь становится человек, являющийся носителем и хранителем традиций, наиболее ревностно следящим за соблюде­нием принципов и правил жизни общности. Больше всего для этой роли подходит педагог с богатым жизненным опытом.

Коллектив-сообщество — это высокоорганизованная группа, которая в процессе согласования интересов ее членов успешно решает возникающие между ними конфликты и способствует вза­имообогащению и развитию индивидуальности каждого. Коллек­тив выступает средством наиболее эффективного взаимодействия, позволяющего успешно решать общие и индивидуальные пробле­мы, но потребность в нем возникает лишь при возникновении конфликтных ситуаций. В основе данной общности лежит уваже­ние к свободе и независимости каждого человека. Важной особен­ностью является толерантность и терпимость к особенностям друг друга. Здесь не принято оказывать помощь человеку, если он о ней не просит. В качестве органов самоуправления в таком коллективе наиболее успешно работают конфликтные комиссии.

Данный вид коллектива в большей степени характерен для вос­питательной системы школы с индивидуально-личностной ори­ентацией.

Социальный коллектив — это высокоорганизованная группа, социальная целостность, которая является посредником между отдельным человеком и обществом, решает возникающие про­блемы посредством социализации членов коллектива и социаль­ного творчества по преобразованию социума. Строится на основе потребности во взаимном общении.

Данный вид коллектива в большей степени характерен для вос­питательной системы школы с социальной ориентацией.

Вопрос№20.

Наши рекомендации