Игра 1. « составь картинку».

Цель игры –расширение представлений о сенсорных свойствах предметов: цвете, форме, весе, шероховатости и т.п.; развитие умений устанавливать

связь«реальность - модель», обозначать свойства условными знаками, сравнивать, анализировать предмет и модель.

Материал – предметы или растения; образец, в котором задана последовательность рассмотрения объекта, например, цвет – два пятна, разноцветный и одноцветный объект; форма – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; количество – одна ягода, много ягод; поверхность – гладкая (конек), шероховатая (колючка); запах – флакон духов, флакон перечеркнутый; прочность - прочный (кирпич), непрочный (яйцо) и т.д.; карточки с условными обозначениями свойств для выкладывания.

Игровая задача – внимательно рассмотреть предмет согласно образцу, выбрать карточки – обозначения свойств, которыми данный предмет обладает.

Вариант первый. с учетом индивидуальных особенностей детей, сделать интересные дидактические игры: «Отгадки», «Какая крона у дерева?», «Общее свойство», «Найди семейку», «Что чем узнаем?», «Говорящий кубик», схемы – модели для обследования и описания различных знакомых предметов, явлений живой и неживой природы.

На первом этапе работы, целью которого является накопление опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения, используются игры типа «Отгадки» ( ребенку предлагается карта – полоска с выложенными на ней обозначениями: две-три – в начале освоения; пять-семь – на последующих этапах. Необходимо рассмотреть обозначения, выбрать предмет, обладающий данными свойствами из нескольких предложенных. Например, на карточке – полоске обозначены – круг (круглая форма), красное пятно

( цвет ), пружина ( упругий ). Из предложенных предметов – мяч, книга, машина, шишка – подходит мяч. ). Сопоставление в играх модели и реальных предметов дает возможность детям успешно различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений. Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обеспечивает успешность усвоения детьми связи « реальность – модель ».

Второй этап работы направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель. При этом дети осваивают модель как средство измерения отношений. Они с увлечением участвуют в играх типа « Что чем узнаем? » ( ребенку задается

свойство, показывается карточка – обозначения анализаторов ( глаз, ухо, рука, нос, язык ), предлагается выбрать карточку с обозначением свойства и сказать, чем он узнал данное свойство. например, мы узнаем цвет глазами, твердость ( изображение «кирпичика») – рукой. При неверном выборе предлагается исследовать предмет. ). « Расчлененность » модели, наличие элементов – заместителей позволили расширить действия детей при исследовании модели, повысить самостоятельность и интерес к установлению отношений.

Цель третьего этапа работы - развитие у детей умений использовать модель в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности для обобщения, схематизации представлений. Предлагаю игры типа « Найди семейку », « Общее свойство »( детям предлагают произвольно выбрать две-три карточки с тремя делениями: первое деление – изображение предмета, растения и т.п.; второе – обозначение свойств, которыми данный предмет обладает ( например, круг –круглая форма, гиря – тяжесть ); третье деление – для накладывания другой карточки, где изображен предмет, также обладающий данным свойством.).

Последовательность игр, усложнение их содержания, вариативность форм проведения, разнообразие используемых моделей дают возможность детям осваивать различные функции модели – как средства познания, фиксации, контроля, оценки правильности выполнения задания. Игры с моделями представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями моделей. Дети с интересом участвуют в обследовании

«привычных» предметов, придумывают новые варианты. Обозначения свойств. Интерес детей к играм, успешность их использования обеспечивают возможность обогащения предметно-развивающей среды играми, позволяющими расширить опыт познания свойств и отношений.

Муниципальное образовательное учреждение Приложение № 5

«Начальная школа – детский сад № 18»

Наши рекомендации