И требования к компетентности
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГИУСТ____________________
П.И.Бригадин___
(подпись) (И.О.Фамилия)
«__»______________2012г.
(дата утверждения)
Регистрационный № УД______/р.
Основы психологии и педагогики
(название дисциплины)
Учебная программа для специальностей:
1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 02 «Менеджмент»,
1-24 01 02 «Правоведение»
(код специальности) (наименование специальности)
Факультет __ГИУСТ____
(название факультета)
Кафедра социальной работы
(название кафедры)
Курс (курсы) _1,2______________________________
Семестр (семестры) ____1-3_________________________
Лекции ___18____ Экзамен _____1________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия 16 Зачет ___-_____________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия ________ Курсовой проект (работа)_________
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине 34
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине 180 высшего образования дн., заочн. _
(количество часов)
Составили: А.А.Колмаков, канд.психол. наук, доцент, Т.И.Станкевич, преподаватель
2012 г.
Учебная программа составлена на основе
Основы психологии и педагогики Утверждена Министерством образования РБ 5 июля 2007 г. Регистрационный № ТД –СГ. 006 ,тип
(название типовой учебной программы (учебной программы (см.разделы 5-6 порядка)), дата утверждения, регистрационный номер)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
(название кафедры)
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
(подпись) (И. О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом'1
(название высшего учебного заведения)
(дата, номер протокола)
Председатель
(подпись) (И. О. Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальностьизучения на первой ступени высшего образования студентами всех специальностей учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности любых специалистов. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешность решения выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.
Основной целью изучения учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:
- компетенции в области философских и правовых основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
- компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
- компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;
- компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
- компетенции управления коллективом;
- компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
- компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.
Задачи освоения дисциплины«Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщеннымипсихолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
Студент должен знать:
· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
· образовательные тенденции, функции и модели образования; структуру и направления развития национальной системы образования;
· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
· основы семейной педагогики.
Студент должен уметь:
· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;
· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;
· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;
· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей «Основы психологии» и «Основы педагогики».
Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» разработано в соответствии с указанными выше универсальными психолого-педагогическими компетенциями и соответствующими им обобщенными знаниями и умениями и представлено в виде модулей.
Для каждого модуля определены требования (в виде совокупности психолого-педагогических знаний и умений) к овладению конкретными компетенциями, для формирования и диагностики которых разработаны разноуровневые тестовые задания и обобщенные задачи по психологии и педагогике в электронных учебно-методических комплексах «Основы психологии» и «Основы педагогики». Компонентный состав модулей дисциплины представлен в примерном тематическом плане дисциплины.
Основными методами и технологиями обучения, адекватно отвечающими задачам изучения данной дисциплины, являются: 1) методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы); 2) личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», деловая, ролевая и имитационная игры, дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол, кейс-технология, проект и др.); 3) информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие проблемно-исследовательский характер процесса обучения и активизацию самостоятельной работы студентов (структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий и др.).
Содержание и формы самостоятельной работы студентов, включая контролируемую самостоятельную работу (КСР), а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) кафедрой социальной работы ГИУСТ БГУ в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.
Наиболее эффективными формами и методами организации самостоятельной работы студентов являются: выполнение промежуточных тестов, в том числе на компьютерной основе; решение педагогических задач или ситуаций с презентацией результатов; защита самостоятельно разработанных проектов (индивидуальных или коллективных) или выполненных творческих заданий; подготовка и участие в активных формах учебно-исследовательской деятельности. При этом указанные формы и методы организации самостоятельной работы студентов рекомендуется для стимулирования учебно-исследовательской активности обучающихся подкреплять компьютерными и мультимедийными средствами, в качестве которых могут выступать современные электронные учебно-методические комплексы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
(для студентов дн, отд., специальности «маркетинг», «менеджмент»)
Название разделов и модулей | Количество часов | |||
Аудиторные | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Практические занятия | Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | ||
Курс «Основы психологии» | ||||
Раздел I. Психология личности | ||||
Тема 1. Введение в курс «Основы психологии».Биологические предпосылки психических функций человека | ||||
Тема 2. Психологическая подструктура личности | ||||
Тема 3. Психические состояния и свойства личности | ||||
Тема 4. Направленность и социальная подструктура личности | ||||
Раздел II. Социальное поведение человека | ||||
Тема 5. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах | ||||
Тема 6. Личность и группа как субъект и объект управления | ||||
Тема 7. Роль и психологические функции руководителя в системе управления | ||||
Тема 8. Итоговый контроль психологической компетентности студента как составляющей социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | ||||
Всего часов | ||||
Итого | ||||
Курс «Основы педагогики» | ||||
Раздел I. Общие основы педагогики | ||||
Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке | ||||
Тема 2. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития | ||||
Тема 3. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития | ||||
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности | ||||
Тема 4. Развитие и воспитание личности | ||||
Тема 5.Социализация личности. Семейное воспитание | ||||
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития | ||||
Тема 6.Самосовершенствование личности | ||||
Тема 7. Личность и творчество | ||||
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | ||||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики» | ||||
Всего часов | ||||
Итого часов по дисциплине «Основы психологии и педагогики» | ||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
(для студентов заочн отд., специальности «маркетинг», «менеджмент»)
Название разделов и модулей | Количество часов | |||
Аудиторные | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Практические занятия | Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | ||
Курс «Основы психологии» | ||||
Раздел I. Психология личности | ||||
Тема 1. Введение в курс «Основы психологии».Биологические предпосылки психических функций человека | ||||
Тема 2. Психологическая подструктура личности | ||||
Тема 3. Психические состояния и свойства личности | ||||
Тема 4. Направленность и социальная подструктура личности | ||||
Раздел II. Социальное поведение человека | ||||
Тема 5. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах | ||||
Тема 6. Личность и группа как субъект и объект управления | ||||
Тема 7. Роль и психологические функции руководителя в системе управления | ||||
Тема 8. Итоговый контроль психологической компетентности студента как составляющей социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | ||||
Всего часов | ||||
Итого | ||||
Курс «Основы педагогики» | ||||
Раздел I. Общие основы педагогики | ||||
Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке | ||||
Тема 2. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития | ||||
Тема 3. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития | ||||
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности | ||||
Тема 4. Развитие и воспитание личности | ||||
Тема 5.Социализация личности. Семейное воспитание | ||||
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития | ||||
Тема 6.Самосовершенствование личности | ||||
Тема 7. Личность и творчество | ||||
Всего часов | ||||
Итого часов по дисциплине «Основы психологии и педагогики» | ||||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Общая цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Образовательная цель: освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека.
Воспитательная цель: формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации.
Развивающая цель: развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира. На изучение курса «Основы психологии» отводится 16 аудиторных часа, в том числе: 10 час. – на лекционные занятия, 4 час. – на практические занятия, 2 час. – на контролируемую самостоятельную работу (КСР), включая модуль-резюме и модуль-контроля, 16 час. – на самостоятельную работу.
Содержание курса «Основы психологии»
и требования к компетентности