Формы проведения технологической практики

Технологическая практика преимущественно проводится в правоохранительных органах и на базе юридических отделов предприятий и организаций.

Практику в органах внутренних дел и их подразделений, а также в прокуратуре студент проходит у следователей, дознавателей, прокурора и его помощников. Основное внимание он должен уделить работе следователя.

В ходе практики студент изучает находящиеся в производстве следователя уголовные дела; составляет план расследования по конкретному делу, планы производства отдельных следственных действий; присутствует при осмотре места происшествия, допросах подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, на очных ставках, обысках, следственных экспериментах, при предъявлении для опознания, проверке показаний на месте и другие: знакомится с тактикой их производства; параллельно со следователем ведет протоколы этих действий; составляет проекты следственных документов; изучает практику применения конкретных преступлений: участвует в подготовке материалов для производства судебных экспертиз.

Студент должен ознакомиться с основными нормативными правовыми актами и документами, регламентирующими деятельность того или иного правоохранительного органа.

Студенту рекомендуется также ознакомиться с практикой участия защитника в деле (при задержании подозреваемого или применения к нему заключения под стражу).

Студент должен изучить формы взаимодействия органов следствия с органами дознания, ознакомиться с тем, как реализуются полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. По возможности студент присутствует при проверке прокурором соблюдения законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания.

Студент должен уметь подготавливать проекты процессуальных и иных документов, например, обвинительного заключения по изученному делу, по которому прокурор будет выступать в суде, а также составляет проекты кассационных протестов или представлений об опротестовании приговоров, определений, постановлений в порядке надзора по изученным по поручению прокурора уголовным делам, рассмотренным в суде.

При прохождении практики в суде студент знакомится с организацией работы суда; изучает подлежащие рассмотрению уголовные дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований законодательства, о возможности назначения судебного заседания по уголовному делу. Изучив несколько уголовных дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, студент подбирает нормативный материал, необходимый для разбирательства этих дел. Такие же действия касаются и участия студента в рассмотрении гражданских и дел об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел студент ведет в судебном заседании параллельно с секретарем протокол судебного заседания и составляет проект приговора, решения, постановления или определения; знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, решений, вступивших в законную силу. В случае невозможности личного присутствия в судебном заседании студент изучает дело, рассмотренное на заседании, и составляет соответствующий проект приговора или решения, определения или постановления.

Практикант принимает участие в обобщении судебной практики и статистики или знакомится с ранее проведенным обобщением судебной практики и статистики.

При прохождении практики в юридическом отделе предприятия студент знакомится со структурой и основными направлениями работы предприятия, выполняет все поручения юридического характера, полученные от начальника подразделения места прохождения практики – руководителя от подразделения, участвует в подготовке юридических документов, касающихся деятельности предприятия. Студент может ознакомиться с работой отдела кадров организации, изучить принципы его деятельности, а также самостоятельно составить документы по кадрам.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ прохождения практики

По итогам прохождения технологической практики обучающийся должен приобрести практические навыки работы с сотрудниками правоохранительных органов и правовыми документами. Обучающийся приобретает знания о системе и структуре правоохранительных органов, о нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность того или иного правоохранительного органа, о принципах деятельности правоохранительных органах и о правах и обязанностях должностных лиц, являющихся сотрудниками этих правоохранительных органов.

В процессе прохождения практики студент должен уметь быть готовым принимает участие в работе по решению задач, стоящих перед правоохранительными органами, уметь грамотно знакомится с общими принципами организации и деятельности правоохранительных органов и их структурных подразделений, активно принимать участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений правоохранительных органов, иметь общее представление о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе правоохранительной деятельности государственных и негосударственных органов, а также их должностных лиц на примере деятельности организаций и учреждений, являющихся принимающей стороной в проведении технологической практики и уметь грамотно осуществлять сбор материалов для подготовки курсовых работ, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работы.

Технологическая практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, преподавателями и руководителями от мест прохождения практики, что обеспечивает формирование их общекультурных и профессиональных компетенций:

Общекультурные компетенции:

Владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28):

Ø Обладает знаниями в области поиска необходимых идей;

Ø Понимает необходимость творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;

Ø Использует творческий подход в построении образовательного процесса.

Владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29):

Ø Знает систему принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач;

Ø Умеет организовать свою педагогическую деятельность с использованием эвристических методов приемов;

Ø Решает поставленные задачи в ходе своей профессиональной деятельности с использование в новых, неожиданных направлениях.

Профессиональные компетенции:

Способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4):

Ø Знает основные нормативно-правовые акты;

Ø Понимает требования нормативно-правовых актов;

Ø Профессионально-педагогическую деятельность строит на строгом соответствии нормативно-правовым актам.

Профильно-специализированные компетенции:

Готовностью участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37):

Ø Знает этапы нормотворческого процесса, основные нормативно-правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

Ø Умеет формулировать правовые нормы, оформлять их в институты права

Ø Владеет навыками подготовки нормативно-правовых актов;

Готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38):

Ø Знает правовые нормы

Ø Умеет применять правовые нормы при осуществлении профессиональной деятельности

Ø Владеет навыками организации деятельности, основываясь на правовом мышлении;

Готовностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39):

Ø Знает законодательство Российской Федерации

Ø Умеет предвидеть ситуации нарушения законодательства и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Ø Владеет навыками убеждения в необходимости соблюдения законодательства;

Готовностью обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40):

Ø Знает основные составляющие законности и правопорядка

Ø Умеет реально оценивать ситуацию и видеть моменты, угрожающие личной безопасности и общественному порядку граждан

Ø Владеет способами обеспечения законности и правопорядка, личной безопасности граждан и общественного порядка;

Готовностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41):

Ø Знает права и свободы человека и гражданина

Ø Умеет своими действиями создать ситуацию, когда соблюдаются права и свободы всех заинтересованных людей

Ø Владеет способами защиты прав и свобод человека и гражданина;

Готовностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-42):

Ø Знает основные признаки и составы преступлений и иных правонарушений

Ø Умеет выявлять нарушения правовых норм

Ø Владеет способами и средствами для раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений, а также их пресечения;

Готовностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43):

Ø Знает основные условия и причины, которые могут способствовать совершению правонарушений

Ø Умеет выявлять условия и причины, способствующие совершению правонарушения

Ø Владеет методами предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44):

Ø Знает основные виды юридической и иной документации и правила их оформления и составления

Ø Умеет формулировать результаты своей профессиональной деятельности и составлять юридические и иные документы

Ø Владеет навыками оформления результатов свое деятельности в юридических и иных документах;

Способностью толковать различные правовые акты (ПСК-45):

Ø Знает основные нормативно-правовые акты и методы их толкования

Ø Умеет раскрывать содержание нормативно-правовых актов

Ø Владеет различными методами толкования нормативно-правых актов;

Способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46):

Ø Знает правила составления юридических заключений и консультирования в конкретных видах юридической деятельности

Ø Умеет применять нормативно-правовые акты в конкретных видах юридической деятельности

Ø Владеет способами составления квалифицированных юридических заключений и методами консультирования в конкретных видах юридической деятельности.

Готовностью участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47):

Ø Знает принципы и правила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений;

Ø Умеет применять привила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений и выявлять нарушения их применения другими лицами и должностными лицами.

По итогам прохождения технологической практики должен приобрести практические навыки работы в правоохранительных органах, а также навыки работы с правовыми документами.

Студент приобретает знания о системе правоохранительного органа и его деятельности, знания об основных нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность его деятельность, об основных принципах деятельности судов, о правах и обязанностях должностных лиц. Студент приобретает навыки профессиональной деятельности в правовой сфере, учась работать с правовыми документами, приобретает навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере.

В процессе прохождения технологической практики студент должен научиться принимать участие в работе по решению задач, стоящих перед отдельными правоохранительными органами, причем, не только в сфере правосудия, понимать общие принципы организации и деятельности органов и их структурных подразделений, активно принимать участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений органов, иметь общее представление о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе правоохранительной деятельности, уметь грамотно осуществлять сбор материалов для подготовки курсовых работ, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работы.

Таким образом, технологическая практика подготовит студента к написанию выпускной квалификационной работы и к правовой работе в системе правоохранительных органов.

4. СТРУКТУРА технологической практики

Общая трудоемкость практики составляет 2,5 зачетных единицы,
90 часов в течение 2 недель.

4.1. Объем технологической практики

Таблица 1

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения с полным сроком Заочная форма обучения с сокращенным сроком
Семестр
Общая трудоемкость дисциплины 2,5 (90) Переаттестация 2 (72)
0,5 (18)
Аудиторные занятия - - -
лекции - - -
практические занятия - - -
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
другие виды аудиторных занятий   -   -   -
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса   -   -   -
контрольная работа - - -
домашние задания - - -
подготовка к экзамену - - -
Вид промежуточного контроля Зачет с оценкой Зачет с оценкой Зачет с оценкой

4.2. Содержание технологической практики

Таблица 2

Наши рекомендации