Соотношения между компонентами понятия

Терминологический словарь

для экспертов, участвующих в экспертизе

инновационных проектов образовательных учреждений

Челябинск- 2012

Аннотация -– [< лат. annotatio – примечание, пометка] - краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение и другие особенности (5, с. 59).

Бюджет – средства для реализации проекта, распределенные по статья расходов.

Гипотеза – [< греч. hypothesis – основание, предположение] – «1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; вообще – предположение, требующее подтверждения…» (4, с. 201).

Грант– [< англ. grant] - «субсидия, стипендия; государственное финансирование научных разработок некоммерческого фундаментального характера, предоставляемое на конкурсной основе» (5, с. 217).

- «безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме для проведения научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании» (3, с. 136).

- «целевые средства, предоставляемые благотворительной организации физическими и юридическими лицами на реализацию благотворительных программ» (3, с. 136).

- «средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать» (1).

- «…является формой прямой финансовой поддержки образовательных учреждений, активно занимающихся инновационной деятельностью и внедряющих инновационные программы» (Приложение 1).

Грантор – «[< англ. grantor] – даритель, иностранная благотворительная организация, предоставляющая грант» (5, с136).

Грантодатель (грантор, донор, даритель) –частное лицо или организация, рассматривающие заявки на гранты и выделяющие средства.

Единый государственный экзамен – форма государственного оценивания уровня образованности выпускников средней общеобразовательной школы.

Имманентность – «[< лат. immanens (immanentis) – свойственный, присущий] – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» (4, с. 294); 2. - изначально присущее объекту свойство, лежащее внутри него.

Индикатор – (< позднелат. indicator- (первонач. знач. in-dico, atus, ctum (лат.) – объявлять, провозглашать) – прибор (устройство), отображающий изменения к-л. параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. Применяют И. визуальные, акустические, тактильные и др. Простейший И. – сигнализация лампа.

И. определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления.

Индикатор - (указатель) прибор устройство, отображающий изменение к.-л. параметра контролируемого технологического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для восприятия человеком. Применяют визуальные, акустические, тактильные и др.

Индикатор(в сфере образования) – групповая или индивидуальная экспертная оценка, отображающая количественные или качественные изменения какого-либо признака образовательной системы ( других образовательных объектов) в форме экспертного суждения (о признаке объекта) или присвоения ему числового значения.

Инноватика– наука о процессах а) идентификации лакун и их фиксации; б) выдвижения гипотез о необходимых изменениях и создания новаций; в) их экспериментального внедрения и экспертного оценивания, устанавливающего адекватность новации; г) отбора позитивных новаций и их нормирования) для последующего широкого внедрения (инновации) в аналогичные объекты (см. также инноватор).

Инноватор - «[< лат. префикса in- отвечает «…на вопрос куда?...где?» (3, с. 125) рус. пер. - в, на (в латинском языке «префиксы (приставки) имеют общее происхождение с предлогами: и те, и другие происходят из наречий, уточнявших направление действия» (3, с. 128). ) + novatorобновитель] - «внедритель» новации; организатор внедрения новации, новшества; тот, кто осуществляет введение нового (см. инновация).

Инновация – «ново-в-ведение… (разрядка наша – С.М.)» (7, с. 304); внедрение новации (новшества, чего-либо нового); акт внедрения новаций в виде управленческих решений и действий, обеспечивающих: поддержание, обеспечение функционирования традиционных норм; конструирование, генерирование новационных норм и прогнозирование состояния образовательной системы после включения в нее инновационных норм; «новообразование» (7, с. 499).

Измеритель – определитель мощности (выраженности) одного показателя в сравнении с другим; определитель «веса» показателя, его количественных характеристик.

И. определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления.

Измерение осуществляется, зачастую, в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам.

И. – инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта явления.

Качество – «…объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств…» (1, с. 560)

Качество образования – степень выраженности количественных и качественных характеристик образования как функции государства, как системы образования, как образовательной системы.

Квалифицирование - (< лат. – qulificareопределять, устанавливать качество) – 1) характеризовать, относить по признакам, качеству к какой-то категории, таксону, группе; 2) определять степень специальной подготовки к какому-либо труду» (4, с. 350); 3) производить оценивание на основе метода экспертных оценок.

Компетенция –1) (< лат. - competereдобиваюсь, соответствую, подхожу) - 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица;

2) занятия и опыт в той или иной области; 2) [ < лат. competereдобиваться; соответствовать, подходить] – 1) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен (7, с. 295); 3) – совокупность теоретических представлений об объекте и практических способов работы с этим объектом.

Компетентность – 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-л. (7, с. 295).

Компетентность (профессиональная) – совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.

Компетентность (профессионально-педагогическая или профессионально-управленческая (ППК и ПУК) -это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом; совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессионально-педагогическую квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности), обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности..

Квалификация, в свою очередь, обеспечивается исходным либо корректированным уровнем освоенности содержания преподаваемых учебных дисциплин, методик преподавания, методик педагогического воздействия и взаимодействия, теории педагогики и педагогической психологии, уровнем практических навыков, умений, творческой деятельности педагога (182)

ППК также определяет объем компетенций, круг полномочий педагога в социальной сфере, особенно в той ее части, которая непосредственно примыкает к сфере собственно профессиональной. Исходя из этого, в ППК следует фиксировать ее социальный аспект, который отражает особенности профессии педагога как представителя группы профессий социальной сферы.

Основные соотношения между компонентами системного понятия профессионально-педагогическая компетентностьможно описать в следующей схеме:

Таблица 1

Соотношения между компонентами понятия

“профессионально-педагогическая компетентность”

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС
Профессионально-педагогическая практическая готовность и теоретическая подготовленность Социальный статус педагога в социальной системе (аспект, обращенный во вне)
Продуктивность профессионально-педагогической деятельности Социальный статус педагога в образовательной системе (аспект, обращенный внутрь)
Профессионально-значимые личностные особенности  

Вышеизложенные представления о содержании понятия «профессионально-педагогическая компетентность» положены в основу содержательного наполнения метода экспертных оценок, рекомендованного действующим Типовым положением об аттестации (182). Однако для оценивания профессионально-педагогической компетентности необходимо, прежде всего, описать всю совокупность понятий описывающих пространство этого термина, а также их взаимосвязи и взаимозависимости.

Именно все это позволит объективно оценить профессионально-педагогическую компетентность педагогического (управленческого) работника в рамках его аттестации.

Отметим, что в аттестации, при присвоении квалификационных категорий, не следует обсуждать и учитывать личностные профессионально-значимые особенности, но оценивать их нужно. Но при этом только для того, чтобы помочь педагогу или руководителю выстроить личностно-ориентированную траекторию роста профессиональной компетентности и продуктивности деятельности.

Компонент«(< лат. componens (componentis) – составляющий) – составная часть чего-либо» (4, с. 381); например, компонент образовательной системы (см. образовательная система), т.е. часть (фрагмент) комплексного объекта выше на один порядок; с другой стороны, это – относительно самостоятельный объект, состоящий из элементов.

Консалтинг– «(< англ. consulting) – то же, что консультация, но относится обычно к сфере бизнеса» (4, с. 387).

Консультация– «…(< лат. consulatio< consultareсовещаться, советоваться; заботиться) 1) совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу; 2) один из видов учебных занятий – беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний; 3) совещание специалистов по какому либо вопросу; 4) учреждение, оказывающее помощь населению советами специалистов по каким-либо вопросам (напр. юридическая к.); или оказывающее медицинскую помощь (напр. женская к.)» (4, с.390).

Консультант- «…(< лат. consulatans (consultantis) советующий) – специалист в какой-либо области, дающий советы по вопроса своей специальности» (4, с. 390)

Критерий– (< греч. kriterion – отличительный признак, мерило, средство для суждения) – средство для высказывания (формулирования) < экспертного > суждения (заключения);

- основание, относительно которого производится оценка (оценивание), определение, классификация, таксономизация чего-либо;

- мерило оценки;

- эталонное представление;

- абстрактное представление.

Принципы обучения (напр., наглядность, научность, систематичность, последовательность, доступность и т.п.) выступают, как критерии для оценивания образовательных явлений и фактов в процессе обучения с позиции «коллективных представлений» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), сложившихся в профессиональном опыте работников образования.

Критерии– 1) актуальность (соответствие реальным «вызовам» образовательной ситуации); рациональность (научная обоснованность и практическая значимость); экономичность (реализуемость при актуальном и (или) требуемом финансировании); адекватность (соответствие актуальному и прогнозируемому состоянию образовательного объекта); операциональность (реализуемость при актуальном состоянии образовательного объекта и непротиворечивость его обновленного состояния другим образовательным объектам)

функционирования и развития ресурсных циклов для обеспечения необходимых работнику образования полноценных профессиональных компетенций, моральных (конспекты, рекомендации) и материально-технических условий (дидактические средства, инструменты) их реализации в социализационно-образовательном процессе

Лаборатория – 1. «(< лат. laboratorium < laborareработать) – специально оборудованное помещение для проведения научных и производственно-контрольных или учебных экспериментов, а также учреждение, предприятие (или их отдел, подразделение), где проводятся такие эксперименты» (4, с. 422);

2. «Помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.» (10, с. 271).

Лакуна – [<лат.lacuna«пропуск, пробел, недостающее место…» (4, с. 425). Лакуны - как бы некие «дыры», «провалы», «разрывы», которые нарушают целостность образовательного объекта, как системы, что затрудняет его нормальное функционирование и требует приведения его внутренних условий в соответствие с внешними.

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

Мультиплицирование(< лат. multiplicatio умножение) – обеспечение отражающего воздействия одной переменной (напр. инновационной площадки) на другую, зависимую (напр., образовательное учреждение в муниципальной образовательной системе); индуцирование (инициация появления) новых способов профессионально-педагогического (-управленческого) воздействия (взаимодействия) на объекты (с другими субъектами) в образовательной системе, с внешней средой (напр., средствами массовой информации) на основе активизации уже реализуемых <способов >, а также их инновационных сочетаний

Новатор - «[< лат. novatorобновитель] …вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-л. области деятельности» (4, с. 530; 10, с. 357).

Новаторство - «новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов» (4, с. 530; 10, с. 357).

Новация – новшество, нечто новое; это - новшества по поводу одного из компонентов образовательной системы: 1) содержание образования; 2) содержание обучения (включая и инструментальное обеспечение оценивания образованности обучающихся); 3) профессиональная компетентность педагогического персонала (включая и квалитативную: см. п. 2); 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления (обмен информацией в рамках, прежде всего, методической работы).

Норма – 1) «(< лат. norma –руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь…2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь…» (7, с. 911);

2) «[< лат. norma] – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо …; 2) установленная мера, средняя величина чего-либо…»(4, с. 532).

Оформление нормы осуществляется управленческим решением (устным или письменным) в виде приказа, решения, постановления, поручения.

Нормирование –«[< лат. norma] – 1) установление нормы, образца, правила, порядка действий (деятельности); 2) «приведение к норме, к нормальному состоянию; урегулирование» (4, с. 532); 3) некоторые виды работ по стандартизации в образовании; 4) придание образовательному факту, явлению, объекту … статуса нормы, правила, обязательных для исполнения; «…установить пределы чего-нибудь, ввести (вводить) в норму» (10, с. 359).

Нормирование оформляется управленческим решением (устным или письменным) в виде приказа, решения, постановления, поручения.

Нормирование – перевод новации в традицию; способ перевода – инновация.

Образование – 1) функция государства по отношению к каждому гражданину, которая описывается (представляется) в виде законов РФ;

2) система образования, т.е. совокупность социально-образовательных институтов, которым государство «поручило» исполнение вышеназванной функции.

3) образовательная система, развернутая в образовательном учреждении, т.е. некая удачная технологическая система (хорошо организованное «производство» высокого уровня образованности.

Образовательная система – обладает совокупностью следующих признаков: 1) педагогический персонал; 2) содержание образования; 3) содержание обучения; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления.

Образованность – уровень освоенности стандартного содержания образования; уровень освоенности ключевых компетенций.

Объект – «[< лат. objectum предмет] – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта; 2) предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность; 3) предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-либо деятельности; 4) грамм. дополнение, обычно прямое» (4, с. 537).

«…1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явления внешнего мира, материальной действительности (спец.). 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность (книжн.)…3. Предприятие, учреждение…» (10, с. 377).

Объект образовательный – образовательное явление, факт; компонент (элемент) образовательной системы; субъект, объект и атрибуты образовательного процесса; функции образования; принципы образования.

Опорный– «представляющий собой опору, основу чего-либо» (10, с. 390). Опора – «1. Место, на котором можно утвердить, укрепить что-нибудь, для придания прочности, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-нибудь… 2. перен. Сила, поддерживающая кого-что-нибудь, помощь, поддержка в чем-нибудь…» (10, с.390).

Пилотный – [< англ. pilot -пробный, экспериментальный] – имеющий отношение к первому в серии, цикле – обычно о книге, фильме, о первой версии планируемого сериала…» (4, с. 597). Поэтому можно предположить, что пилотная площадка – это образовательный объект, где субъекты образования пробуют работать с некоей новацией; проводят ее первичную экспертизу; высказывают суждения по поводу новации; необходимых и достаточных условий ее внедрения (инновации); желательности-нежелательности превращения ее в традицию (нормирования новации и инновации).

Показатель – признак объекта, характеризующий его существенные количественные и качественные индикаторы; «..данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо» (19, с. 892).

Предикат– [< лат. praedicatum] – «1) грамм. сказуемое; 2) логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте» (4, ч. 627).

«1. В логике: понятие, определяющее предмет суждения – субъект. 2. В грамматике: сказуемое» (10. С. 501).

Предмет – «1. Всякое материальное явление, вещь…2. чего. То, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-нибудь действие…3. Отдельный круг знаний, образующий особую школьную дисциплину…» (10, с. 501).

Предмет учебный - систематическое изложение части учебного курса, которое фиксируется в учебной программе, учебных материалах (включая учебники и (или) учебные пособия), в формализованных и неформализованных контрольно-измерительных материалах, обеспечивающих оценивание образованности обучающихся по У.п., т.е. освоенности содержания образования.

Предмет учебный -систематическое изложение какой-либо науки или отдельной ее части, которые в общеобразовательных программах выступают как учебные предметы (напр., математика состоит из алгебры, геометрии и т.д.; химия – из органической и неорганической химии…).

Признак– «Показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь» (10, с. 511)

Проект - [< лат. projectus – брошенный вперед] – «2) предварительный текст какого-либо документа; 3) план, замысел» (4, с. 635; 19, с. 1007); «…намерение...» (19, с. 1007).

Продукт - [< лат. productus – произведенный] – «1) результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея и т.д.); 2) вещество, получаемое химическим путем из других веществ; 3) следствие, результат, порождение чего-либо; 4) продукты – предметы питания, съестные припасы…» (4, с. 634); «1. Предмет, как результат человеческого труда…» (19, с. 1006).

Продуктивный - [< лат. productivus – произведенный] – «1) производительный, плодотворный; 2) относящийся к разведению скота, для получения продуктов животноводства; 3) действующий в настоящее время, способный давать новообразования» (4, с. 634); «1. Приносящий результаты, создающий ценности; производительный, плодотворный…» (19, с. 1006)

Продукция - [< лат. productio < producere – производить] – «1) совокупность продуктов, произведенных за определенных за определенный промежуток времени ( в мире, в стране, в отрасли хозяйства, на предприятии, отдельным работником и т.п.» (4, с. 634).

Ре- [< лат. re… ] – приставка, обозначающая: 1) возобновление или повторность действия…2) противоположное действие или противодействие…» (4, с. 660).

Ресурсы– 1) «[< фр. ressources] – средства, запасы, возможности, источники чего-либо…» (4, с. 679);

2) «(от фр. ressource- вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов…» (7, с. 1133);

3) «…2.Техн. Возможная продолжительность эксплуатации машины, указанная в ее техническом паспорте…» (19, с. 1118).

«Ресурсные циклы, совокупность превращений и территориальных перемещений природного вещества (или группы веществ), происходящих на всех этапах использования его человеком и протекающих в рамках общественного звена общего круговорота данного вещества (или веществ) на Земле. Основные ресурсные циклы: энергоресурсов и энергии; металлорудных ресурсов и металлов; неметаллического ископаемого сырья; лесных ресурсов и лесоматериалов; земельных ресурсов и сельско-хозяйственного сырья. Имеются планетарная территориальная структура ресурсных циклов и регионально-локальные структуры разного таксономического уровня. Одним из важнейших критериев рациональности функционирования и развития ресурсных циклов является обеспечение необходимых человеку полноценных свойств и качеств окружающей среды» (7, с. 1133).

Ресурсный центр – учреждение, в котором сосредоточена деятельность по сопровождению ресурсных циклов: персонал-ресурсы и профессиональная компетентность; куррикулум-ресурсы (содержание образования) и образовательные программы (учебные программы, учебные пособия); дидактические ресурсы и методические пособия (конспекты образовательных и социализационных занятий); материально-технические ресурсы; финансово-экономические ресурсы; менеджмент-ресурсы и их моральные и материальные, кадровые, нормативные ресурсы.

Содержание образования – совокупность образовательной информации и способов деятельности.

При этом важно отметить, что под содержанием образования состоит из двух компонентов: во-первых, содержание учебно-образовательной информации и, во-вторых, способы познавательной деятельности, подлежащие усвоению. Причем акцент в актуальной образовательной ситуации мы переносим на второй компонент.И этот второй компонент уже тесно связан с содержанием обучения, т.е. способами взаимодействия (воздействия) обучающего и обучающегося.

Таким образом, системообразующим признаком для типологии учреждений должна явиться совокупность (или соотношение) способов познавательной деятельности (рис. 5), освоение которых разворачивается на содержании образования, предусмотренном Государственными образовательными стандартами. Причем для каждого типа образовательного учреждения данное соотношение должно отражать его специфику.

Субъект – «[< лат. subjectum] – 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юр. субъект права – носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое; 4) логическое подлежащее, предмет суждения; 5) грам. Подлежащее» (4, с. 755).

«…1. В философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания. 2. Человек как носитель каких-нибудь свойств (книжн.). Субъект права (лицо как носитель юридических прав и обязанностей; спец.). 3. Вообще о человеке (разг.)… 4. В логике: предмет суждения. 5. В грамматике: подлежащее, а также вообще грамматическая форма, выражающая деятеля…» (10, с. 675).

Таксон – «(< лат. taxare оценивать) – группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории» (4, с. 765); «…близкие систематические категории объединяют в одну систематическую категорию высшего порядка … таксон…» (4, с. 725).

Таксономические категории – «систематические категории – понятия, применяемые в таксономии для обозначения соподчиненных групп объектов – таксонов; для определенной сферы реальности строится система таких категорий, которая должна давать полное описание этой реальности с точки зрения ее иерархического строения (напр., таксономические категории, описывающие систематику животных или систематику растений)» (4, с. 765).

Таксономия– «(< греч. taxisрасположение по порядку + nomosзакон (подчеркнуто нами – С.М.), имя, наименование, название) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и др.) (4, с. 765).

Точки роста – 1) (ботан.) «конус нарастания» (7, с. 631), «апекс; верхушка побега и корня высших растений, состоящая из клеток образовательной ткани {меристемы – (< греч. meristόs – делимый) ткань растений, в течение всей жизни сохраняющая способность к образованию новых клеток. За счет меристемы растения образуют новые органы (листья, побеги, корни, цветки). Из производных меристемы образуются постоянные ткани растений (покровные, проводящие и др.)»(7, с. 801)}» (7, с. 631);

2) мы не считаем этот термин удачным, но коль скоро он существует в профессиональном жаргоне, то можно придать ему официальный статус и определить его следующим образом - (пед.) субъекты образования, сохраняющие способность к созданию новаций и реализации инноваций, в образовательных объектах. И, именно, в тех их местах, где образовались лакуны (см. лакуна).

И тогда мы будем говорить: типология лакун («пустых мест») или типология «точек роста». Т.е. орган управления образованием должен определить, где в образовательной системе (или системе образования) есть пробелы, лакуны, «пустые места», которые нужно чем-то заполнить, чтобы система работала нормально, по нормам… провести нормирование…И определять затем «точки роста», т.е. места, где есть субъекты, способные создать новое и внедрить его в практику… для последующего его превращения в норму…

Тьютор – специалист, сопровождающий «продвижение обучающегося (социализирующегося) в образовательном, социальном или профессиональном пространстве» (20, с. 55); посредник между обучающимся (воспитанником) и работодателем, защитник его прав и интересов в социально-образовательных, правовых институтах.

Фандрайзинг (< англ. find – находить) - поиск финансовых ресурсов, привлечение инвестиций.

Цель – 1) мысленное отражение в сознании субъекта (а значит и в тексте) желаемого состояния объекта; «…3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел» (19, с. 1460).

Центр- «(< лат. centrum– центр круга) 1) середина; 2) Населенный пункт…3) Место сосредоточения какой-либо деятельности, органов управления, учреждений, организаций, промышленности, торговли и проч. (напр., адм. Ц., науч. Ц. и пр. )…»(7, с. 1481); «(< греч. kentron – острие, средоточие) – 1. Матем., физ. Точка пересечения каких-либо осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких-либо отношений, сил в теле…9. То, что или тот, кто является самым главным, важным, вокруг которого группируется, располагается все остальное…» (19, с. 1460).

Эксперимент –«(< лат. experimentum –проба, опыт, исследование) - 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо» (4, с. 912); 3) «…1. Воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; опыт…2. Попытка сделать, предпринять что-либо (новое, ранее не испытанное); пробное осуществление чего-либо…» (19, с. 1516).

Экспертиза (< лат. expertus - опытный) - «исследование» (4, с. 912; 19, с. 1516) специалистом вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники и т.д., требующее «представления мотивированного заключения» (4, с. 912); это акт экспертного оценивания в виде устного суждения, письменного заключения, за который эксперт несет профессиональную ответственность.

Эксперт [< лат. expertus - опытный]– специалист в какой-либо области, производящий исследование какого-либо объекта, явления, документа… и представляющий мотивированное заключение, и несущий за него профессиональную ответственность; «специалист, производящий экспертизу» (19, с. 1516).

Экспертных оценок метод [< лат. expertus - опытный]исследование, оценивание состояния объекта, явления экспертом; процедура получения эмпирических данных, широко используемая при проведении социологического исследования; дает необходимую информацию об объекте оценивания. Для проведения экспертизы формируется группа людей хорошо информированных относительно исследуемого объекта. Экспертная группа создается, как правило, по признакам научного, профессионального статуса. Экспертная оценка имеет характер величин, распределенных по соответствующим шкалам.

Элемент – [< лат. elementum стихия, первоначальное вещество, первоначальное, простейшее, основное] – «1.Составная часть чего-либо; компонент…2. Отдельная сторона, характерная особенность чего-либо…3. Деталь какого-либо сооружения, устройства; единица какого-либо множества…5. Простое вещество, неразложимое…на составные части…» (19, с. 1521).

Приложение 1

Решение

Наши рекомендации