Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Тема 4.1. Народные ремёсла и промыслы.
Резьба и роспись по дереву, лепка из глины. Вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество.
Практические занятия. Лепка и роспись глиняных игрушек. Посещение музеев и выставок народного искусства.
Тема 4.2. Традиционные игрушечные промыслы.
Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки.
Практические занятия. Изготовление игрушек из глины, роспись игрушек.
Тема 4.3. Народная символика.
Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.
Практические занятия. Использование народной символики в раскраске игрушек.
Раздел 5. Методика исследовательской работы.
Тема 5.1. Методы научного исследования.
Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства.
Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,
Тема 5.2. Методы собирания и изучения народных игр.
Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.
Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.
Раздел 7. Выпуск стенной газеты.
Формирование номера. Отбор материалов, подбор иллюстраций. Основные рубрики. Редактирование и корректирование подготовленных материалов. Черновое макетирование номера. Художественное оформление и выпуск номера.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада. При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.
Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
7. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
9. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
10. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
13. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
16. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
17. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
18. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
19. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
20. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
22. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
23. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
5.2.4. ПРОГРАММА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКА»
Пояснительная записка.
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Изучение данного курса тесно связано как с предметами научно- математического направления, так и с областями гуманитарного цикла. Программа адресована детям младшего школьного возраста. Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к образовательной и исследовательской деятельности.
Цель программы -развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.
Задачи:
· Учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях.
· Находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения.
· Формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Место проведения- в классе, на природе, в библиотеке.
Результатомработы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Календарно – тематическое планирование
Интеллектуальное направление
№ | Тема | Количество часов | |
Почему нужно бережно относиться к природе? Экскурсия в лес. | |||
Викторина «Угадай растение». Рисование по памяти «Мой любимый цветок». | |||
Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов. | |||
«Знаешь ли ты этих животных?» Издание книжек - малышек о животных. | |||
Викторина «Что ты знаешь о деревьях?» Рисование по памяти деревьев. | |||
Конкурс «Кто больше знает примет об осени». Рисование по памяти осени. | |||
Животный мир водоёмов. Изготовление аппликации «Подводный мир». | |||
Что сначала, что потом? (О созревании овощей, и фруктов) Изготовление книжки – раскладушки «Овощи». | |||
Интересные растения. Зачем кактусу иголки? Рисование кактусов. | |||
Литературная викторина по стихам С.Михалкова. Иллюстрирование любимого стихотворения. | |||
Математика – царица наук. Викторина. | |||
Занимательная грамматика. КВН «Страна Словария». | |||
В гостях у дедушки Корнея. Иллюстрирование любимого стихотворения. | |||
Головоломки с неповторяющимися цифрами. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | |||
Логика. Решение кроссвордов. Составление кроссвордов. | |||
Развитие речи. Самые лёгкие загадки на свете. Составление загадок. | |||
Природа вокруг нас. Утренник «Береги нашу планету». | |||
Каких насекомых ты знаешь? Викторина «50 вопросов о насекомых». | |||
Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». | |||
Интеллектуальная игра «Кладоискатели». | |||
Азбука и алфавит. Слог и слогоделение. Игры и занимательные упражнения. | |||
Конкурс «Квадрат знаний». Путешествие в мир животных. | |||
Конкурс «Квадрат знаний». «Спасибо вам деревья!» | |||
Эрудит – лото «Летающие цветы». Изображение по представлению бабочки. | |||
Интеллектуальная игра «Лес Чудес». Экскурсия в лес. | |||
Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Просмотр сказок. | |||
Сказочная познавательная игра. «Там на неведомых дорожках». Сочинение сказок. | |||
Интеллектуальная игра «Выбор наследника царицы Математики» | |||
Король сказок. Беседа о творчестве Ганса Христиана Андерсена. Просмотр сказки. | |||
Интеллектуальная игра «Почтовый мир». Экскурсия на почту. | |||
Экскурсия на почту. | |||
Крестики – нолики. Интеллектуально - творческая игра. | |||
Здравствуй, лето! Интеллектуальная викторина. |
Литература
1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2000/
2. Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Бетенкова М.С. М., Астрель, 2006/
3. .Сухин И.Г. Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
4. Керова Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.
5. Чилингирова М., Спиридонова Б.А. Играя, учимся математике / Чилингирова М., Спиридонова Б.А., М., Просвещение 1993.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Пояснительная записка.
Программа внеклассной работы в кружке «Азбука этикета» направлена на осуществление взаимосвязи моральных знаний и представлений с повседневной жизнью детей.
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно- этической культуры школьников. Известно, что воспитанность-качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Таким образом, назрела необходимость в проведении специальных занятий, на которых ребёнок может почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.
Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
Цель программы-создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
· Формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
· Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
· Воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;
· Способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.