К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Методические указания к изучению дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

все специальности

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. мед. наук, доцент Т.В. Ведрова

Рецензент

канд. экон. наук, доцент Е.В. Федулова

Подготовлено на кафедре психологии и педагогики

Одобрено научно-методическим советом

Университета

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения
2. Методические указания к изучению дисциплины
3. Методические указания к выполнению контрольной работы
4. Контрольные задания
5. Требования к оформлению контрольной работы
6. Список литературы
Приложение 1. Содержание дисциплины «Психология и педагогика»
Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы
Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психология и педагогика»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной целью изучения дисциплины «Психология и педагогика» является повышение общей и психолого-педагогической культуры студентов, формирование у них целостного представления о психо­логических особенностях человека как факторах успешности в различных сферах жизни и деятельности.

Задачи дисциплины:

· ознакомить студентов с основными направлениями разви­тия психологической и педагогической науки;

· обеспечить овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности и малых групп, общения и деяте­льности, образования и саморазвития;

· сформировать представления об индивидуально-психологических и личностных особенностях людей, стилях их познавательной и профессиональной деятельности;

· познакомить с методами развития познавательных способностей, профессионального мышления и профессионально важных качеств личности;

· научить адекватно оценивать свои возможности и предвидеть последствия собственных действий, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей;

· обеспечить усвоение теоретических основ современного образовательного процесса, приобретение опыта анализа проблемных ситуаций, организации общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и саморазвития.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Психология и педагогика» и включают в себя следующие разделы:

1. Общие положения

2. Методические указания к изучению дисциплины

3. Методические указания к выполнению контрольной работы

4. Контрольные задания

5. Требования к оформлению контрольной работы

6. Список литературы

Приложение №1. Содержание дисциплины «Психология и педагогика» (извлечение из рабочей программы)

Приложение №2. Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы

Приложение №3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психология и педагогика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Система самостоятельной работы студента по дисциплине включает в себя:

§ чтение конспекта лекций;

§ чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы;

§ выполнение контрольной работы;

§ подготовку к зачету.

Чтение конспекта лекций преследует несколько целей. Оно поможет:

§ вспомнить, о чем говорилось на лекциях, дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни;

§ прочитать по учебнику то, что в краткой установочной лекции не могло быть полностью раскрыто;

§ планировать изучение дисциплины.

Чтение учебника. Роль учебника в самостоятельной работе велика, но не всеобъемлюща. Учебник ориентирует студента в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной науке будущими специалистами. Учебник очерчивает определенный круг обязательных знаний по дисциплине, не претендуя на глубокое раскрытие.

Чтение рекомендованной литературы – главная составная часть системы самостоятельной учебы студента. При чтении литературы студенту следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций.

Аттестация по дисциплине осуществляется на основе: зачтенной контрольной работы и устного зачета по темам дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Написание контрольной работы – это своеобразный итог овладения теорией. Готовить контрольную необходимо в процессе изучения литературы, накапливая материал по мере его усвоения.

Контрольная работа предусматривает ответы на вопросы и задачи по темам дисциплины. Вопросы сформулированы таким образом, что требуют мыслительного поиска ответов в литературе и в реальной жизни. Правильный ответ на любой из вопросов должен быть не списан из книг, а сформулирован студентом на основе прочитанного в литературе и проанализированного в сопоставлении с жизненными реалиями.

Номера вопросов, на которые студент должен дать ответы, определяются в соответствии с начальной буквой фамилии студента.

Начальная буква фамилии студента Номера вопросов
А Р Ц Я 1 9 17 25 33 41 49 57 65
Б П Х 2 10 18 26 34 42 50 58 66
В М Ф 3 11 19 27 35 43 51 59 67
Г Д И Ю 4 12 20 28 36 44 52 60 68
Ж Н Щ 5 13 21 29 37 45 53 61 69
Ч Э Л О 6 14 22 30 38 46 54 62 70
К У З 7 15 23 31 39 47 55 63 71
Ш Т Е С 8 16 24 32 40 48 56 64 72

Ответ на вопрос или задачу студент ищет в литературе или находит его путем самостоятельных размышлений. Каждое выдвинутое положение необходимо доказать конкретными фактическими материалами, аргументировать свою позицию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Что такое психология? Каковы ее задачи?

2. Для чего вы изучаете психологию?

3. Как психология стала областью знаний?

4. Как психологи собирают информацию?

5. В чем отличие психологии от ложных объяснений?

6. Как соотносятся житейские и научные психологические знания?

7. Какие основные направления существуют в психологии? Их значение для менеджмента.

8. Какие основные отрасли существуют в психологии?

9. Как соотносится субъективная и объективная реальность?

10. Какова структура психики человека?

11. Каковы функции основных частей нервной системы?

12. Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?

13. Как мозг организован и каковы функции его различных областей?

14. В чем отличие между праворукими и леворукими людьми?

15. Какова структура сознания?

16. Почему самосознание – это вершина сознания человека?

17. Какова структура познавательных процессов?

18. Как изменяется восприятие в зависимости от внимания, мотивов, ценностей, ожиданий?

19. Можно ли верить очевидцам?

20. Можно ли управлять памятью?

21. Каковы индивидуальные различия в мыслительной деятельности?

22. Зачем человеку нужно воображение?

23. Что такое внимание? Что такое профессиональное внимание?

24. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи?

25. Зачем нужны эмоции и чувства?

26. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.

27. Опишите физиологические изменения, происходящие в организме человека под воздействием эмоций.

28. Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана?

29. Какие причины вызывают стресс? Приведите примеры событий, вызывающих стресс.

30. Перечислите методы борьбы с неблагоприятными последствиями стресса.

31. Опишите влияние стресса на иммунную систему и подверженность заболеваниям.

32. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль.

33. Что такое мотивация?

34. Какие мотивационные образования характеризуют личность?

35. Каковы особенности деятельности человека?

36. В чем заключается волевая регуляция поведения?

37. Как связаны сила и структура мотивации с успешностью деятельности?

38. Объясните разницу между ассертивным и агрессивным поведением.

39. Опишите различия в функционировании механизмов подавления и вытеснения.

40. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения.

41. Какова психологическая структура личности?

42. В чем состоит роль темперамента?

43. Что такое социализация личности?

44. Что такое характер?

45. Как связаны понятия личность и личностная ответственность?

46. Что такое критические периоды или кризисы развития личности?

47. Какие способы поддержания психического здоровья вы можете назвать?

48. Социальный статус. Систематизация социальных ролей.

49. Дайте определение группы и назовите различия между формальными и неформальными группами и групповыми нормами.

50. Опишите методы ослабления межгрупповой враждебности.

51. Дайте определение групповой сплоченности и назовите условия, способствующие ее возникновению.

52. Назовите причины того, почему группа обычно принимает более рискованные решения, чем отдельные индивидуумы.

53. Опишите 3 стиля лидерства.

54. Дайте определение феномена социального паразитизма и как можно его избежать.

55. Какие качества характерны для лидера?

56. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения.

57. Какую роль играет внешность человека в невербальной коммуникации?

58. Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?

59. Дайте определение искренности и объясните, в чем ее ценность.

60. Что такое общение?

61. Какие можно выделить средства и этапы общения?

62. Что такое коммуникативная компетентность?

63. В чем суть концентрации трансактного анализа Э. Берна?

64. Что мешает правильному восприятию других людей?

65. Каковы основные категории педагогики?

66. Зачем педагогика менеджеру?

67. Какие цели реализуются в педагогическом процессе?

68. Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?

69. Зачем нужны деловые игры?

70. Что такое принципы воспитания?

71. В чем отличие понятий «воспитание», «становление», «формирование», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание»?

72. Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации?

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Объем работы должен быть 10-15 страниц. Работа должна быть представлена в машинописном варианте.

5.2. В конце работы приводится список используемой литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора, точное название книги (любого другого вида издания), наименование издательства, год издания.

5.3. Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно и грамотно. Страницы работы должны быть пронумерованы. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты.

5.4. Контрольные работы студенты сдают за тридцать дней до начала сессии методисту кафедры психологии и педагогики (ауд. М-610). Методист регистрирует работу в специальном журнале, преподаватель проверяет его до зачета и подписывает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 592 с.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология: Учебник. – М.: Юрайт- Издат, 2004. – 484 с.

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 672 с.

5. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 368 с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.

7. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592 с.

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 339 с.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.

3. Берон Р., Керр Н., Миллер Н.Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2004. – 1136 с.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.

6. Громкова М.Т.Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юнити, 2004. – 415 с.

7. Дружинин В.Н.Психология XXI века. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

8. Крайг Г., Бокум Д.Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.

9. Кроль В.М.Психология и педагогика для технических вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

10. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004. – 336 с.

11. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

12. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. – СПб. Питер, 2005. – 794 с.

13. Педагогика: педагогические теории, системы, тех­нологии. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Смирнова. – М.: «Академия», 2001. – 342 с.

14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.

15. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина – М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. – 585 с.

16. Росс Л., Нисбетт Р.Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.

17. Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 248 с.

18. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 2003. – 240 с.

19. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 304 с.

20. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика для технических вузов. 2-е изд., перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.

21. Теории личности: познание человека. / С. Клонингер – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.

22. Фернхем А., Хейвен П.Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

23. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с.

24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 608 с.

25. Шеклтон В.Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины «Психология и педагогика»

(извлечение из рабочей программы)

Введение. Роль психологии и педагогики в профессиональной деятельности

Связь профессиональной деятельности специалистов инженерно-экономического и социально-гуманитарного профиля с вопросами психологии и педагогики. Психолого-педагогическая подготовленность выпускника высшей профессиональной школы: общая и психологическая культура, психолого-педагогическая компетентность, - как условия личностного и профессионального роста.

Цель, задачи и структура дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины, определяемые государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации