Организация учебно-воспитательного процесса
Практическая работа по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе. При формировании исследовательских умений младших школьников автор придерживается следующих условий:
•Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков окружающего мира.
•Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
•Творческая среда.
Способствование созданию творческой, рабочей атмосферы, поддержанию интереса к исследовательской работе.
•Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Для достижения поставленной цели автор опыта использует технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий. Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений. Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
1. Возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
2.Возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
3. Возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Автор выделяет четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1.Умения организовать свою работу (планирование работы).
2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования по предметам, а также домашние исследования школьников Приложение9).
Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
В основе организации урока автор опыта выделяет шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный (Приложение 4):
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
2.5.Описание содержания обучения (формы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы, преобладающие виды деятельности, их оптимальный выбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности проходило в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
1. Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
3. Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:
1. Коллективный учебный диалог;
2. Рассматривание предметов;
3. Создание проблемных ситуаций;
4. Чтение-рассматривание;
5. Коллективное моделирование;
6. Игры-занятия;
7. Выполнение моделей из различных материалов;
8. Экскурсии;
9. Выставки детских работ.
В первом классе, в своей работе автор использует игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования.
При изучении темы «Животные» детям было дано задание, приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
Самое важное для школьника – умение задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, принуждая к умственному труду. Если ученик ни о чём не спрашивает учителя, не имеет такого желания, значит его надо к этому подталкивать.
Для развития умения задавать вопросы учителем используются следующие задания:
Уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)
“Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например, “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Игра “Угадай, о чем спросили” Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
На карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. (Приложение1)
Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:
1. На приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
2. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
3. На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:
-учебная дискуссия;
-наблюдения по плану, рассказы детей и учителя;
-мини-исследования;
-экскурсии;
-мини-доклады,
-эксперименты.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Во втором классе формируются умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) (Приложение 2).
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное). (Приложение3)
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок (Приложение 5).
Третий этап соответствует третьему и четвертому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:
1.Мини-исследования;
2. Коллективное выполнение и защита исследовательских работ;
3. Наблюдение;
4.Анкетирование, эксперимент;
Для этого выполняются следующие упражнения:
1.Подбор литературы по заданной теме (Приложение6)
2.Ориентировка в словаре, справочной литературе (Приложение7)
3.Ориентировка в тексте, ключевые слова (Приложение8)
4.Ответы на вопросы к тексту
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм ы организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников (Приложение9).
Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Раздел III
Результативность опыта
Работа над темой «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» позволила учителю добиться определенных результатов.
Результативность опыта педагога отслеживалась по следующим критериям: диагностика уровня развития познавательной активности (диаграмма),
участие детей в олимпиадах, конкурсах и смотрах (таблица)
Для отслеживания динамики результативности по теме опыта была использована методика Е.В. Коротаевой (Приложение 10).
Итоговые результаты 2012-2013 учебный год
Нулевой уровень | Относительно активный | Исполнительно активный | Творческий уровень | Активный уровень |