Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Государственное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень основной образовательной программы:бакалавриат
Направление подготовки:050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль:психология и социальная педагогика
Форма обучения:очная
Кафедра:социальной педагогики
ФИО разработчиков:к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Т.В. Сырых
Трудоемкость дисциплины:2 зачетные единицы
Количество часов – 72 часа
В том числе аудиторных – 36 часов; СРС – 36 часов
Форма отчетности:зачет
Воронеж – 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются развитие историко-педагогического мышления студентов посредством формирования системы знаний о генезисе педагогической теории и практики для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения; формирование положительной мотивации к профессии педагога.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общие профессиональные:
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела в дидактических единицах |
1. | История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания | Характеристика науки. Историко-педагогические источники и методы их исследования. Всемирный историко-педагогический процесс. Основные подходы к изучению истории образования. |
2. | Педагогика цивилизаций Востока. | Общее и специфическое в педагогических традициях цивилизаций Востока. Педагогика Ближневосточной цивилизации. Педагогика Южноазиатской цивилизации. Педагогика Дальневосточной цивилизации. |
3. | Педагогика Западной цивилизации. | Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире. Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения. Становление и развитие педагогики как науки в Западной Европе (XVII-XIX вв.).Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце XIX – начале ХХ в. |
4. | Педагогика Российской цивилизации (X–XX вв). | Воспитание, школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).Становление государственной системы образования в России (XVIII – XIX вв.) Становление педагогики как науки в России (XIX в.). Развитие отечествен. педагогической теории и практики в первой трети ХХ в.Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. |
5. | Образование в современной России и за рубежом. | Модернизация российского образования. Компетентностный подход в образовании: понятие, причины, сущность. |
Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины используется традиционная технология с различными видами лекционных и семинарских занятий:
- лекции: вводная, информационная, лекция-визуализация, проблемная, лекция-консультация.
- семинарские занятия: беседа, практикум, коллоквиум занятие-презентация.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
3. История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997.
4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. – М., 1998.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
6. Фрадкин Ф.А., Плахова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971.
8. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики./ Сост. М.И.Анисов. – М., 1972.
9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1986.
Дополнительная литература
1. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX – нач. XX веков / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.
2. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформы 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1987.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / Сост. С.Д. Бабишин, Б.М. Митюров. – М., 1985.
4. Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И.А. Соловков. – М., 1985.
5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
7. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.
8. Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – Киев, 1970.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
10. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. – М., 1982.
12. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1988.
13. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагоги-ческого процесса. – М., 1994.
14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения : В 8 т. – М., 1983-1985.
15. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX – начала ХХ веков. – Новгород,1996.
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1979-1981.
17. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988-1990.
18. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и находок ХХ века. – М., 1997.
19. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. – М., 1989.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://hist-ped.chat.ru. – Российский общеобразовательный портал. Педагогические концепции: материалы по истории педагогики
2. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm – Сайт «Век образования»
3. www.modern.ed.gov.ru – Модернизация российского образования
4. www.stat.edu.ru. – Статистика российского образования
5. http://www.alledu.ru/about – Портал «Все образование»
6. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
7. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки