Ленинградские школьники в математических олимпиадах

Областью научных интересов Г. М. Фихтенгольца была метрическая теория функций вещественной переменной, а в более поздние годы – функциональный анализ. Первый большой цикл его работ (1913-1918) посвящался теории интегралов, зависящих от параметра. Второй цикл работ ученого (1922-1927) посвящен вопросу о том, когда суперпозиция двух абсолютно непрерывных функций сама является абсолютно непрерывной. Третий цикл(197-1929) связан с изучением условий представимости гармонической в единичном круге функций при помощи интеграла Пуассоана или Пуассона-Стильтьеса. Примерно с середины 30-х годов Г. М. Фихтенгольц переключается на исследования в области функционального анализа. Кроме исследований по этим четырем основным направлениям, Григорий Михайлович опубликовал еще несколько работ. Труды Г. М. Фихтенгольца отличались основательностью и глубиной.

Наряду с научными исследованиями Г. М. Фихтенгольц неизменно уделял огромное внимание вопросам образования и постановке преподавания математики в школах и вузах. В первые годы советской власти он активно участвовал в создании советской школы и пропаганде ее идей среди учительства. Григорий Михайлович сыграл немалую роль в том, что уровень математического образования в отечественной школе в течение многих десятилетий считался одним из самых высоких в мире. Также Г. М. Фихтенгольц (наряду с другим известным математиком – Б. Н. Делоне) создал совершенно новую форму работы с одаренными школьниками – математические олимпиады. Первая олимпиада проходила в Ленинграде в 1934 году, а впоследствии олимпиады стали проводиться в других крупных городах СССР.

«В качестве наград победителям олимпиады вручили кожаные портфели с книгами по математике и наклейками: «Победителю первой научной олимпиады по математике в награду за проявленные упорство и трудолюбие. Помни: "В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам" (К. Маркс)».

Победителям олимпиады предоставлялась право поступления без экзаменов на физико-математические специальности Ленинградского университета. Следует отметить и работу оргкомитета олимпиады по профориентации молодёжи: несмотря на то, что оргкомитет и жюри состояли исключительно из преподавателей университета, многим участникам и победителям олимпиады было рекомендовано поступать в инженерные и, в частности, оборонно-технические вузы. Многие победители и участники первых олимпиад впоследствии преподавали и работали в различных научно-исследовательских и учебных заведениях. Олимпиада подтвердила правильность и эффективность предложенной Делоне системы отбора и профориентации 12 школьников, привлекла свежие силы к научной и оборонно-технической работе, а младших по возрасту школьников — к занятиям в кружках и научных станциях. И для самой школы научные соревнования имели первостепенное значение: они под- водили итоги работы кружков там, где она велась, и стимулировали организацию этой работы там, где её не было. Олимпиада и анализ её результатов, проведённый Г.М. Фихтенгольцем, фиксировали внимание учащихся и учителей на отдельных программных вопросах и методических приёмах, недостаточно хорошо усвоенных разделах программы и помогали ликвидации этих недочётов в преподавании. Учитывая успехи ленинградцев, олимпиады стали проводить в Тбилиси, Москве, Киеве, Одессе, Ташкенте, Саратове и других университетских городах страны. В 1936 г. кроме олимпиады старшеклассников в Ленинграде начали устраивать олимпиаду для 6-7 классов, а начиная с 1939 г. — олимпиады по физике, химии и биологии.»

Сергей Евгеньевич Рукшин (студент 1974-79)

Г. М. Фихтенгольц был блестящим лектором, хорошо известным во всем Ленинграде. Его лекции в ЛГУ и ЛГПИ им. А. И. Герцена приходили послушать преподаватели многих вузов Ленинграда. И вот, что вспоминает Виктор Григорьевич Масалов, студент Ленинградского мат-меха в 1938-41 годах:

«Профессор Григорий Михайлович Фихтенгольц – выдающийся педагог-математик. Именно по этой причине ему поручались первокурсники, которым он читал лекции по курсу «Анализ-1».

Среди студентов Григорий Михайлович пользовался глубоким уважением. Нередко на его занятия приходили старшекурсники, чтобы послушать его мастерские лекции. Лекции он читал неторопливо, уделяя особое внимание самым важным понятиям и выводам. Чётким прямым почерком делал записи на доске, полученная в результате вывода формула обычно обводилась рамкой, а особо важная – рамкой с кружочками по углам.

Для облегчения понимания излагаемого материала часто пользовался аналогиями из обыденной жизни. Среди студентов широко известными были его «принцип двух милиционеров», «принцип веника» и др. Например, доказывая теорему о пределе переменной, заключенной между двумя другими, стремящимися к общему пределу, он приводил аналогию с гражданином, находящимся между двумя милиционерами: этот гражданин неминуемо следует туда, куда идут эти милиционеры. Лекции Григория Михайловича несли и большую воспитательную нагрузку. По ходу лекции он приводил примеры из истории математики, из жизни выдающихся математиков, а также случаи из своей практики.

Вспоминается и такой «воспитательный момент». Однажды, проходя по знаменитому университетскому коридору, Григорий Михайлович встретил группу первокурсников, среди которых была одна девушка. Студенты несколько растерялись от встречи со знаменитым профессором и замешкались с приветствием. Григорий Михайлович первым снял шляпу, вежливо поклонился и подал руку вконец смутившейся студентке. Ребята были ошеломлены таким проявлением вежливости и долго допытывались у этой студентки, где она успела познакомиться с профессором. На ближайшей лекции Григорий Михайлович не преминул воспользоваться этим случаем, чтобы напомнить студентам принципы вежливости. Выбрав удобный момент по ходу лекции, он рассказал, что раньше студентки делали реверанс при встрече с профессором, а сейчас пожилой профессор вынужден первым снимать шляпу и подавать руку. Все свидетели и участники этой сцены прекрасно поняли намёк и никогда больше не допускали такой оплошности.

Математический анализ давался студентам нелегко, можно даже сказать, что на первых порах совсем не давался. Дело было не только в том, что отсутствовали учебники по университетской программе матанализа и это затрудняло учёбу, а, скорее всего, в самом духе анализа: приходилось строго доказывать, казалось бы, совершенно очевидные истины, и необходимость доказательства никак не укладывалась в голове. Дело усложнялось и обилием материала, который с каждой лекцией нарастал, как снежный ком.

В конце первого месяца занятий положение стало настолько катастрофическим, что пришлось созвать общее собрание студентов, на котором выступил Григорий Михайлович. На недоуменные вопросы студентов, что им делать, Григорий Михайлович объяснил, что это непонимание кажущееся, и оно является обычным для первокурсников: вначале происходит количественное накопление материала, которое неизбежно должно перейти в качество, в понимание глубинного смысла строгой математической теории.Так оно и произошло: к первой экзаменационной сессии большинство студентов стало справляться с изучаемым материалом.

Г. М. Фихтенгольц был автором университетского курса математического анализа, первый том которого вышел весной 1939 года (издательство ЛГУ). Этот том стал основой для последующего трехтомного «Курса дифференциального и интегрального исчисления», изданного в 1947-1949 гг.

Требования Григория Михайловича на экзаменах были очень высокими. Особенно строг он был к определениям, терминологии и формулировкам, не терпел вольностей в обращении с понятиями математического анализа. В то же время бывал очень доволен, если видел в ответе глубокое понимание предмета. В таком случае он был щедр на отметку и не задавал дополнительных вопросов. Мы очень гордились высокими оценками с подписью «Гр.Ф.».

Практические занятия в нашей группе вела Тамара Константиновна Чепова. Она была ученицей Г. М. Фихтенгольца и очень гордилась этим. Верная своему учителю, она также предъявляла высокие требования к студентам. Получить у неё отличную оценку на зачётной контрольной было нелегко. Надо было, кроме обязательного задания, успешно решить хотя бы часть дополнительных упражнений. В противном случае выше оценки «хорошо» не видать.

На втором курсе матанализ читал профессор Леонид Витальевич Канторович. Это был самый молодой профессор (ему было 27 лет в 1939 году), что окружало его ореолом какой-то необыкновенности.

Ученик Г. М. Фихтенгольца, он в педагогическом мастерстве уступал своему учителю, но лекции его были также строги и отличались глубиной излагаемого материала»

Был он и одним из инициаторов осуществлённой в 1937-1938 годах коренной перестройки учебных планов, программ и постановки преподавания на физико-математических факультетах педагогических институтов. Структура, веденная им, несмотря на многократные изменения ученых планов, сохранилась практически неизменной до 1966/67 учебного года. Несомненный талант лектора и бесценный многолетний опят преподавания математики нашли свое выражение в блестящих учебниках, написанных Г. М. Фихтенгольцем. «Математика для инженеров», двухтомный курс «Основы математического анализа» и многие другие учебники много лет служили основными учебниками по курс математического анализа. Даже сейчас многие лекторы ГРПУ им. А. И. Герцена рекомендуют своим слушателям в качестве основного.

Г. М. Фихтенгольц был замечательным организатором, как в области науки, так и математического образования. Он стоял у истоков современного этапа развития Герценовского педагогического университета, а особенно у истоков создания нашего факультета. Нам, студентам и преподавателям математического факультета, особенно дорога память о работе этого замечательного человека. Как много сил и времени уделил Григорий Михайлович Фихтенгольц разработке и постановке лекционных курсов, передаче своего богатейшего опыта молодым коллегам. В дальнейшем в течении многих лет кафедрой заведовали его ученики, которые продолжали и развивали научные, педагогические и методические традиции своего учителя. Вся жизнь Г. М. Фихтенгольца была посвящена служению науки и делу математического образования молодого поколения. Его имя принадлежит плеяде выдающихся деятелей науки и образования, и нам Математический факультет гордится тем, что у истоков его создания стоит такой удивительный человек – Григорий Михайлович Фихтенгольц.

Источники:

1) Выдающиеся математики-гереновцы( РГПУ им. А. И. Герцена 2005 год)

2) http://ib.mazurok.com/125-2/

3) http://www.mathsoc.spb.ru/history/mm_ad_15.pdf (стр. 11-14)

http://www.teor-meh.ru/bio/uf/fihtengolts_grigorij_mihaj.html

Музей матфака

Все знают, что через 3 года наш Математический факультет отмечает 100-летие. Это прекрасная, очень ответственная дата, которая должна стать настоящим праздником для каждого человека на факультете. К этой знаменательной дате мы хотим приурочить открытие нашего музея – Музея Математического факультета.

Музей – это не просто авантюра, это грандиозный проект, который способен объединить, сплотить всех на Математическом факультете. Это проект существует уже полгода и за это время были проведены первые собрания, первые встречи, была создана структура музея, а также началась работа архива. Сейчас мы создаем собственную колонку в газете «Жизнь зовет», чтобы приобщить факультет и его студентов к деятельности музея, чтобы увлечь их, ведь участие каждого человека очень важно для нас!

В этой колонке мы будем размещать самые свежие новости, посвящённые деятельности музея, размещать рассказы об известных людях математического факультета, показывать студентам интересные задачи из старых сборников, а также размещать афишу событий, происходящих в музее. Мы очень надеемся увлечь Математический факультет, создать один их самых лучших, передовых и интересных музеев в РГПУ им. А. И. Герцена. Ведь музей – это наше общее начинание, которое обязательно должно стать еще одной гордостью нашего факультета!

Ленинградские школьники в математических олимпиадах - student2.ru С уважением, команда Музея!

Ленинградские школьники в математических олимпиадах - student2.ru Ленинградские школьники в математических олимпиадах - student2.ru Задачи из архива

Ленинградские школьники в математических олимпиадах - student2.ru Ленинградские школьники в математических олимпиадах - student2.ru Интересная теорема

О предзащите

Несколько дней назад на нашем факультете прошла предзащита дипломов. Студенты выступали перед преподавателями, и те давали им дельные советы по улучшению работ. С Михаилом Яковлевичем Якубсоном, входившим в число этих преподавателей, побеседовали студентки 1 курса Газизова Алина и Оксана Рогачева. Обе стороны были более чем немногословны :)

- Какие темы выбрали студенты для своих дипломов?

- Темы были разные, пересказывать нет смысла.

- Кто из преподавателей присутствовал на предзащите?

- Виктор Дмитриевич, Елена Юрьевна, Александр Борисович, Николай Леонидович.

- Являетсь ли Вы чьим-то научным руководителем?

- Являюсь (чьим - Михаил Яковлевич, видимо, не захотел поделиться :) - зам.ред.).

- Что бы Вы пожелали студентам на защите?

- Удачи.

- Что Вы можете сказать об этом мероприятии в двух словах?

- Те, кто выступал, выступили достаточно хорошо. Только одному не стоило туда приходить. На самом деле, наверное, все-таки эта процедура разумна. Она нужна для того, чтобы студенты имели возможность подготовиться к защите. За некоторое время в неформальной обстановке рассказать о содержании своей работы, послушать других, узнать, какие будут вопросы. Очень полезная для подготовки вещь. Среди выступающих были Лиза Егорченкова, 2 курс магистратуры, Томашова Саша, выпускница прошлого года, Лена Васильева, студентка заочного отделения, Даша Карелина, 4 курс. Их работы будут изданы в студенческом сборнике.

Приглашение к чтению

Сегодня речь у нас с вами, мои дорогие любители и любительницы хорошего чтива, пойдет о книге под названием “Шантарам” авторства Грегори Дэвида Робертса. Во многом это автобиографическое произведение. “Шантарам” в переводе с хинди означает “мирный человек”. Это имя герой получит от матери своего друга, которая разглядит в нем нечто большее, чем он сам о себе думает.

Главный герой – Линсдей Форд – бывший преступник, который после побега из австралийской тюрьмы попал в Индию, а именно в Бомбей. Там он встречает Прабакера – экскурсовода, который сразу приглянулся главному герою. Лин заводит с ним дружбу и Прабу многое рассказывает ему про индийские обычаи, быт и жизнь в Бомбее. Вскоре герой встречает Карлу. Эта женщина всколыхнула в нем чувства, которые автор изливает на страницы потоком красивых образов. Через Карлу Лин знакомится со многими людьми, находит среди них новых друзей и постепенно становится настоящим индийцем, впитывая в себя атмосферу Бомбея.

Через некоторое время его находит местный криминальный авторитет, который предлагает Лину работать на него, продавая поддельные паспорта и занимаясь куплей-продажей золота. Со временем Лин сближается с главарем, относясь к нему с сыновней любовью. А он в ответ тоже любит его как сына и объясняет Лину многие вещи, рассказывая о своем видении мира.

Если внешне Лин похож на бандита, то внутри он все тот же добрый человек, помогающий всем своим знакомым и друзьям. Со временем он перерождается и совершенствуется духовно, открывая себя с другой стороны.

Книга поднимает очень много вопросов: о добре и зле, о бедности и богатстве, о дружбе и предательстве. Также все время, пока читатель вместе с Лином, главный герой ищет ответ на вопрос “В чем смысл жизни?”. И находит.

Мой вам совет, друзья, – читайте больше и чаще. Лишь бы была хорошая книга. Пхир милеге J

Горский Владислав, 2 курс

Наши рекомендации