Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.
7. Подражать
o стону,
o мычанию,
o свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
o Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
o Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для тогоили иного звука.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" .
Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание!
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
- Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр».
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание!
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч».
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание!
- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
- Нельзя надувать щёки.
- Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание!
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание!
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Барабанщики».
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Внимание!