Аннотация рабочей программы дисциплины. «Психология профессиональной деятельности учителя»
«Психология профессиональной деятельности учителя»
1. Цели и задачи освоения дисциплины:сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие им успешно решать задачи совершенствования образовательной среды и повышения эффективности образования, способствовать осмыслению обучающимися получаемых знаний и собственного профессионального опыта.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология профессиональной деятельности учителя» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (М.2.15.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
- способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
- готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
- выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
- способен проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9)
- способен выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- психологические основы педагогической деятельности;
- знает требования к проектированию и реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;
- критерии оценки обучающих технологий, позволяющие определить их как инновационные;
- имеет современное понимание образовательных задач каждого возрастного этапа;
- знаком с закономерностями развития личности в разные возрастные периоды;
- способы обобщения и распространения педагогического опыта;
- знает особенности профессиональной деятельности молодого специалиста
уметь:
- организовывать деятельность и отношения участников образовательного процесса в соответствии с особенностями образовательной среды;
- способен оценивать профессиональную деятельность педагога, психолога с позиции нравственных, этических и правовых норм;
- умеет подбирать инновационные обучающие технологии, адекватные педагогическим задачам, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- способен выстраивать обучение ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
- умеет осуществлять анализ и обобщение образовательной практики в образовательных учреждениях;
- анализирует и оценивает профессиональную деятельность молодого специалиста
владеть:
- методами организации и планирования профессиональной деятельности;
- знает механизмы создания педагогической атмосферы, благоприятной для образования и личностного роста воспитуемых и основанной на нравственных и правовых нормах;
- приемами и формамиорганизации познавательной деятельности детей, основанными наинновационных обучающих технологиях;
- технологиями создания благоприятной среды для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
- знаниями в области анализа и обобщения образовательного опыта;
- владеет современными технологиями супервизии
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1. Основы профессиогенеза.
2. Психологическая природа педагогической деятельности.
3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
4. Самоорганизация профессиональной деятельности учителя.
6. Автор – доктор психологических наук, профессор ПСОБ ОИК Л.А. Григорович