Структура умений (способностей) преподавателя
п/п | Умения | Что для этого нужно |
Коммуникативность преподавате-ля (контакт со студентами) | Всеформы контакта. Всегда хорошее отношение к студентам. Положительная оценка перед лицом всей аудитории. Отрицательная оценка только индивидуально и с поощрением других факторов\ | |
Диагностические | 1. Определение исходного уровня (дифференцированный подход) 2. Определение общей способности, работоспособности группы 3. Прогнозирование результатов | |
Психолого-методического планирования (по принципу материала, по принципу работы) | 1. Определение комплекса ближайших задач 2. Определение динамических групп внутри учебной группы 3. Определение системы работы. Гибкость в выборе методов работы с отдельными студентами и всей группой 4. Индивидуальные приемы обучения. Определение шагов, степени трудности. | |
Организаторские (стиль работы, каждый должен иметь свой стиль работы) | 18 качеств (по Л. И. Уманскому); 1. Заразительность. 2. Инициативность 3. Требовательность. 4. Находчивость 5. Способность сочетать разные виды работы 6. Способность находить путь к каждому человеку 7. Определять совместимость между студентами (это важно при парной работе студентов) 8. Психологическая избирательность 9. Критичность. 10. Психологический такт II. Умение предвидеть последствия своих слов, поступков 12. Самостоятельность в отличие от слепого подражания 13. Наблюдательность. 14. Самообладание и выдержка 15. Умение действовать энергично 16. Работоспособность. 17. Собранность 18. Коммуникативность (К этим качествам можно было бы добавить юмор и творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение) | |
Гностические (от гр. gnosis — "знание, познание"), т. е. умения передать знания | 1. Стимулировать студентов к самостоятельной познавательной деятельности 2. Обладать способностью внушения, убеждения, развития мотива деятельности 3. Отбирать и использовать методы обучения, разрабатывать свою технологию обучения с учетом особенностей обучаемых 4. Передавать мысли, знания и чувства выразительными языковыми средствами 5. Приучать студентов думать в процессе лекции или занятия 6. Воспитывать в студентах творческое воображение, обострять интерес к своему предмету | |
Исследовательские | 1. Наблюдение. 2. Эксперимент. 3. Обобщение. |
Литература:
1.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
2.Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.
3.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. – М.,2002.
4.Храпченков Ч.М., Храпченков В.Ч. История школы и педагогической школы Казахстана. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168с.
5.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2001.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит магистранту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов:
1.Учебно-исследовательская работа как этап подготовки специалиста 2.Учебно-исследовательские задания.
3.Обучение планированию и организации исследовательской работы
Задания для самостоятельной работы магистрантов
Задание 1
Подготовить сообщение на тему:
«Учебно-исследовательская работа как этап подготовки специалиста»
Задание 2
Подготовить реферат на тему: «Профессионально-исследовательская культура преподавателя вуза»
Задание 3
Составьте кластер по теме лекции
Практическое занятие
по теме: Профессионально-исследовательская культура как основа творческого саморазвития педагога.
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: профессионально-исследовательская культура, учебно-исследовательские знания, исследовательская работа.
Вопросы для обсуждения:
1.Учебно-исследовательская работа как этап подготовки специалиста 2.Учебно-исследовательские задания.
3.Обучение планированию и организации исследовательской работы
Магистрант должен знать:
- теоретический материал по теме в объеме вопросов обозначенных в лекции
Магистрант должен уметь:
-воспроизвеститеоретический материал по теме;
- выявить реальные связи полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью;
- привести примеры, иллюстрирующие теоретический материал.
Литература:
1.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
2.Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.
3.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. – М.,2002.
4.Храпченков Ч.М., Храпченков В.Ч. История школы и педагогической школы Казахстана. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168с.
5.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2001.