ЛИСТ согласования рабочей программы подготовки специалиста

РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА по Дисциплине

С.2.В.ДВ.1 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Специальность – 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Нормативный срок освоения программы – 5 лет

Славянск-на-Кубани, 2016

Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 2062 от 24.12.2010 г., Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности), утвержденной Решением Президиума УМО по образованию в области подготовки кадров, 2011 г., Письмом УМО № 03-13/052 от 04.12.2011.

Курс 1 Семестр 1

Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы, всего 72 часов (из них – 34 часов аудиторной нагрузки: 16 часов лекций, 16 часов практические занятия, 2 часа КСР, 38 часов самостоятельная работа; зачет).

Составители рабочей программы:

Шишкина Ирина Лазаревна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и естественно-биологических дисциплин филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани

Дата составления 31 августа 2016 г.

Согласовано:

нач. УМО филиала А. В. Баранов


ЛИСТ согласования рабочей программы подготовки специалиста

Направление подготовки – 440501 Педагогика и психология девиантного поведения

Дисциплина С.2.В.ДВ. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Курс 1

Семестр 1

Учебный год 2016 – 2017

Утверждена заседанием кафедры – физической культуры и естественно-биологических дисциплин

протокол №__1__ от «31 августа 2016 г.

Ответственный исполнитель,

заведующий кафедрой физической культуры и

естественно-биологических дисциплин Шишкина Ирина Лазаревна 31.08.2016 г.

Исполнители: канд. пед. наук, доцент _____________________ Шишкина И. Л. 31.08.2015

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой физической культуры и

естественно-биологических дисциплин Гожко А. А. 31.08.2016 г.

Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)

Гожко А. А. 31 августа 2016 г..

Заведующий библиотекой филиала /Фуфалько М. В../ 31.08.2016 г.

(личная подпись) (расшифровка подписи) (дата)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование раздела Стр.
1 Цели и задачи освоения дисциплины .................................................................................
2 Место дисциплины в структуре ООП ВО бакалавриата…….….……………………..…
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………………………
4 Структура и содержание дисциплины……………………………….……………...…….
5 Содержание учебного материала…..……………………………………………………..
5.1. Содержание лекционного материала …………………………………………………
5.2 Содержание практических занятий…………………………………….……………….
6 Содержание самостоятельной работы студентов………………..………………….……
7. Образовательные технологии……………………………………………………………
7.1. Образовательные технологии при проведении лекций, в т.ч. интерактивные ……
7.2 Образовательные технологии при проведении практических занятий, в т.ч. интерактивные …………………………………………………………………………….
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ………………………………………………………………………..….….……
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………….
10 Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………...
Приложение 1. Фонд оценочных средств

1. Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

Задачи дисциплины:дать студенту, современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций:

- Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5)

- В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

пороговый уровень:

- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;

- возрастные особенности развивающегося организма;

- периоды развития организма: гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития.

- основные возрастно-половые закономерности физического развития

углубленный уровень:

- основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей

- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;

- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;

- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;

- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, - продвинутый уровень:

- особенности гигиенического воспитания и просвещения в образовательном учреждении;

- факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;


Уметь:

пороговый уровень:
- определять норму физического состояния организма ребёнка

- создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;

- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;

углубленный уровень:

- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;

- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;

- осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

продвинутый уровень:

- определять физическую и умственную работоспособность;

- проводить диагностику наступающего утомления;

- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.

Владеть:

пороговый уровень:
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;

- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;

углубленный уровень:

- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);

продвинутый уровень:

- методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).


Таблица 1 – Компетенции, знания, умения и опыт деятельности, приобретенные в результате освоения дисциплины “ Возрастная анатомия, физиология и гигиена“

№ п.п. Индекс компе-тенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
ПК-5 Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей содержание предмета, анатомо-физиологические особенности организма детей; строение тела; о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка; возрастные особенности развивающегося организма; периоды развития организма; основные возрастно-половые закономерности физического развития; основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей; особенности взаимодействия человека с окружающей средой; методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды; влияние функционального состояния организма на рост и развитие детей. объяснять наблюдения, формулировать выводы по результатам исследований; определять норму физического состояния организма ребёнка; создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей; использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности; определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе; давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях; осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школ владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; владеть - методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения; методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем и их возрастные особенности; методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости); методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. -навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности

Распределение трудоемкости дисциплины

Таблица 2

Вид работы Трудоемкость, часов  
1 семестр Х семестр Всего  
 
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР) - - -  
Самостоятельная работа:    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) _      
         
         
Эссе (Э)    
Самостоятельное изучение разделов    
Контрольная работа (К) (только для ЗФО) _      
Вид итогового контроля зачет    
           

.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, самостоятельная работа 38 часов, 1 семестр, зачет.

Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

№ п/п Семестр, модуль, раздел дисциплины Аудиторная работа СР Всего
Л П Контроль КСР Итого
  Раздел I  
Общие закономерности роста и развития организма -  
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка.  
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем  
Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы  
Анатомия и физиология желез внутренней секреции  
Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ  
Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания. Обмен веществ и энергии  
Анатомия, физиология и гигиена органов дыхания -  
Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви -  
Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка -  
               
Подготовка к текущему контрольному тестированию 2 2
  Обязательная составляющая самостоятельной работы -
  Подготовка к зачету        
  Вариативная составляющая самостоятельной работы        
  Контроль самостоятельной работы 2 2 - 2
  Всего по курсу

Содержание учебного материала

Содержание лекционного материала

Тема 1. Общие закономерности роста и развития организма (2 ч)

Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

Наши рекомендации