Занятие № 2 ( 2 часа). Решение проблем в экстремальных ситуациях, при смене образа жизни.
Цели: диагностика собственных возможностей в экстремальных ситуациях; актуализация конструктивных средств взаимодействия, умения брать на себя ответственность и пользоваться групповой поддержкой; проявление личностных качеств: „встреча с самим собой"; тренировка способности переживания неудач, потерь; стимулирование процесса саморазвития.
Игра „Необитаемый остров"
Игру можно начать продолжением предыдущей: «После многодневного изнурительного дрейфа по океану спасшиеся люди высадились на необитаемом острове. К этому времени у них уже ничего не осталось, кроме надувного плота, да и тот пришел в негодность».
Участники группы получают большой лист бумаги и коробку пластилина. Надо нарисовать место, куда прибило их лодку, слепить „себя" из пластилина и найти себе место на отмеченном пространстве острова.
Условие игры. «Вас выбросило на необитаемый остров в тропиках. .В ближайшие 20 лет вам не суждено встретиться с другими людьми и уплыть с острова».
Информация для педагога-психолога.
Развитие группы идет спонтанно. Ведущий выступает в роли „хранителя времени" (объявляет: прошел день, неделя, месяц, год и т. д.) и может дополнять „жизнь" участников экстремальными событиями: ливень уничтожил…, начались болезни… и т. п. Эта роль помогает ведущему косвенно корректировать развитие динамики группы. Наиболее серьезными, требующими особого внимания у ведущего, чаще всего бывают „первые дни жизни на острове" (организация коллектива, межполовые взаимоотношения и политические разногласия). Игра развивается быстро, если в группе есть лидер. Если лидера нет, возникает опасность негативного поведения, так как проявляется неумение решать проблемы — как бытовые, так и коммуникативные (начинают обнаруживаться „мощные защиты"). В этом случае от ведущего требуется высокий уровень компетентности ведения группы либо ему необходимо ненавязчиво перейти к управлению динамикой развития группы.
Игра до конца не проигрывается, никакого завершения не требуется. Обсуждение в группе проводится частично, так как дальше идет индивидуальная работа (участники приходят на консультации) .
Заключительное занятие (4 часа). Творческий отчет-игра „Экзамен"
Цели: предъявление усвоенных знаний в области межличностных взаимоотношений; умение принимать на себя ответственность и находить выход из ситуации.
Порядок работы
Ведущий предлагает членам группы выбрать жюри для оценивания участников. Жюри занимает свое место и договаривается о критериях оценки заданий. Задания оцениваются в десятибалльной системе.
Задание 1. Реклама
Оставшиеся участники образуют две группы. Каждая группа должна через десять минут представить (инсценировать) рекламу о себе. Необходимо отразить личностные особенности и коммуникативные возможности членов этой группы.
Задание 2. Сказка
Инсценировать сказку „Колобок" (можно любую другую) и проанализировать по трем направлениям: «Что мешало и что помогало общению?»; «Какие типы коммуникаций Колобка с Медведем, Зайцем, Волком можно было выделить?»; «Как „личностные" особенности персонажей повлияли на стиль взаимоотношений (Заяц — робкий, Волк — агрессивный, Медведь — грозный)?»
Обсуждение.
Почему не захотелось с ними дружить, что помешало началу и развитию отношений?
Если рассматривать эту ситуацию как способ поведения с представителем другого пола (например: Колобок — девушка, а остальные персонажи — юноши, которым нравится эта девушка): что испугало в Волке, почему Заяц не вызвал интереса, почему в Медведе не увидели опоры, защиты, стабильности?
Задание 3. Последствия „воспитания"
а) Найти причины, по которым Колобок от всех старался уйти.
б) Сочинить или инсценировать несколько интерпретаций сказки, например:
1. «Жили-были люди бедные (богатые)…»
2. «Испекла она колобок, дала деду, а тот ожегся и рассердился. ..»
3. «Испекла она колобок, не могла на него нарадоваться, положила на блюдечко, накрыла красивой салфеточкой, все поглаживала да ласковые слова приговаривала…»
4. «… а навстречу ему Заяц. Увидел Колобок грустного, одинокого Зайчишку и говорит: „Давай вместе гулять по этому прекрасному лесу"…»
5. «… услышал он злые слова Волка, захотелось ему узнать причины этой злости…»
Задание 4.
Сочинить сказку про человека, у которого были проблемы в общении, и про то, как он пытался их разрешить.
Предложить всем участникам группы анонимно написать свое мнение о стиле коммуникации каждого персонажа сказки и о стиле общения членов группы.
Задание 5 (индивидуально).
Порядок работы
Каждый берет карточку (вытаскивает из „колоды"), в которой предлагается проблемная ситуация. Содержание карточек:
1. Цель. Поддержать и стимулировать общение.
«Ты приходишь в компанию малознакомых людей. Выбери человека, с которым тебе нужно сблизиться, чтобы через него тебя „приняли" в этой компании».
2. Цель. Завершить общение.
«Твой собеседник оказался очень словоохотливым, „сел на своего конька" (разговорился на тему, которая ему очень интересна). Тебе необходимо завершить разговор, избегая конфликта, и перейти к другому собеседнику, хотя первый тебя не отпускает.»
3. Цель. Продолжить общение.
«Твой собеседник не хочет говорить на ту тему, по которой тебе нужна информация. Тебе необходимо максимально использовать ситуацию общения.»
4. Цель. Спрогнозировать ситуацию.
«Два—три человека договариваются о сценарии ситуации, четвертый участник не знает ее развития, но в процессе общения по невербальным и вербальным признакам должен: определить сценарий; изменить его ход, если сочтет для себя невыгодным развитие ситуации.»
5. Психологическая настройка на партнера.
«Ты встречаешь: расстроенного человека; раздраженного человека; некоммуникабельного, боящегося тебя человека.
Настройся, не раздражая собеседника, на его внутреннее состояние и поговори с ним.»
6. Предлагается овладеть инициативой и удерживать ее конструктивно, когда:
а) тебя отчитывают;
б) тебя заставляют идти туда, куда ты не хочешь;
в) у тебя что-то просят;
г) партнер говорит только о том, что ему интересно;
д) с тобой не хотят общаться.
7. Спровоцировать любую реакцию партнера: радости, грусти, желания угодить, побыстрее от всех „отделаться".
По окончании занятия жюри проводит рейтинг коммуникативной компетентности участников группы, основываясь на оценках групповой и индивидуальной работы.
Мастер-класс
«Самооценка подростка и конструктивная критика»
Цель: создание атмосферы принятия школьниками друг друга; обучение навыкам самооценки и конструктивной (плодотворной) критике.
Форма : игра «Загадай ученика».
1. Классу предлагается выбрать ученика (на добровольной основе). На одной стороне доски записывается, что у него хорошо получается, а на другой – что у него не получается пока. Все «достижения» и «поражения» называют одноклассники.
Учащимся предлагается заполнить таблицу:
Алфавитный список учащихся класса | Положительное качество, которое привлекает в этом человеке | Отрицательное качество, от которого человеку желательно избавиться |
Черта характера, особенности внешности и поведения |
P. S. Перед заданием учитель может провести беседу с ребятами о качествах людей в разных сферах: межличностные отношения, общение, поведение, деятельность, чувства, переживания. Это нужно для того, чтобы обогатить словарный запас детей и для избежания повторения одних и тех же качеств (см. журнал «Воспитание школьников» №8, 2005, стр.21).
2. Учитель обрабатывает все таблицы. На одном листке выписывает одного ученика, с одной стороны – «твои плюсы», с другой стороны – «твои минусы». Листок вкладывается в подписанный конверт. На конверте классный руководитель пишет пословицу, афоризм, подходящий по содержанию именно для этого ученика.
3. На классном часе конверты раздаются ученикам. Никто никому ничего не показывает и не рассказывает. На чистом листке учащиеся записывают своё согласие/несогласие с одноклассниками, мысли и ощущения. Всё вкладывается в конверт и возвращается учителю.
4. Через месяц учитель возвращает и таблицы, и конверты для следующей работы:
· Таблица, которую заполнял ученик, им прочитывается, и в графе «Отрицательное качество…» указывается, избавился или нет одноклассник от негативного качества, привычки (указывается ручкой другого цвета);
· Учащийся перечитывает на листочке из конверта свои качества и на чистой бумаге пишет, удалось ли ему избавиться от вредных качеств, что он для этого делал, делает.
После работы все возвращается учителю.
Ведущий мастер-класса показывает таблицы, конверты, рассказывает о том, что дает эта работа на примере своих учеников.
Приложение 8