Информационно-методическая часть. (название учреждения высшего образования)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

УО “ВГУ им. П.М.Машерова______

(название учреждения высшего образования)

________________ А.П.Солодков

(подпись) (И.О.Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № ______

ПРОГРАММА

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(название практики)

для специальности:

1-23 01 04 Психология ;

(код специальности) (наименование специальности)

специализации:

____1-23 01 04______ ___________Педагогическая психология_______.

(код специализации) (наименование специализации)

Составители:

________________________________________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

________________________________________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой _______________________________________________________

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № ___ от ____________)

Заведующий кафедрой

__________ _____________

(подпись) (И.О.Фамилия)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета_______________________________________________

(название учреждения высшего образования)

(протокол № ___ от ____________)

Председатель

Совета факультета

__________ _____________

(подпись) (И.О.Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с учебным планом факультета социальной педагогики и психологии учебная психодиагностическая практика для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения специальности 1-23 01 04 «Психология» (специализация 1-23 01 04 04 «Педагогическая психология») организуется в 6-ом семестре. Практика осуществляется на базе учреждений образования: дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, социально-педагогических центрах. Длительность учебной психодиагностической практики составляет 4 недели (при дневной форме обучения организуется без отрыва от учебных занятий).

Цель учебной психодиагностической практики - овладеть общими навыками проведения психодиагностических исследований. Достижение цели предполагает овладение конкретными методами и приемами психодиагностики, анализ материалов исследования и разработку на их основе программы соответствующих рекомендаций.

Основными задачами учебной психодиагностической практики являются:

- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

- углубление и закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

- овладение приемам и методам психологической диагностики, выработка навыков составления психологических заключений и характеристик, аналитических справок;

- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

В процессе практической подготовки студенты должны приобретать следующие профессионально-психологические умения:

- проектировочно-прогностические: прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого-педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи психологической деятельности;

- организаторские: организовывать разные виды деятельности с детьми и взрослыми; организовывать свою деятельность, свое рабочее место;

- диагностические: построить диагностическую процедуру в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, составлять психологические заключения и характеристики, формулировать рекомендации по результатам диагностики;

- исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности;

- коммуникативные: целенаправленно организовывать общение и управлять им; четко и убедительно выражать свои мысли, проговаривать инструкции, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями.

Требования к организации и содержанию практики в соответствии с образовательным стандартом. Цель практики – овладеть общими навыками проведения психодиагностических исследований. Достижение цели предполагает овладение конкретными методами и приемами психодиагностики, анализ материалов исследования и разработку на их основе программы соответствующих рекомендаций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Структурные компоненты учебной психодиагностической практики:

1. Установочная конференция.

2. Учебная практика в учреждении.

3. Зачет.

4. Итоговая конференция.

На установочной конференции студент получает необходимые указания от руководителя практики по выполнению заданий, ведению необходимой документации. Назначается староста в каждой группе студентов. В его обязанности входит учёт посещаемости студентов, оповещение их о консультациях, выполнение поручений руководителя практики. Объявляются сроки и базы производственной практики.

Ведение дневника практики студент начинает на установочной конференции.

По итогам практики на базе учреждения может проводится психолого-педагогический консилиум или итоговое совещание с участием администрации, психолога, студентов-практикантов, группового методиста. Предусматриваются несколько этапов защиты практики студентами:

Первый этап — студенты сдают зачет по всем заданиям, выполняемым во время прохождения практики, предъявляют все отчетные документы, эмпирические материалы и в устной беседе с руководителем практики обосновывают все свои выводы и рекомендации.

Второй этап — по окончании практики проводится итоговая конференция, на которой выступают студенты с наиболее интересными наработками. Опыт накапливается и обобщается на кафедре прикладной психологии.

I раздел. Психодиагностическая деятельность педагога-психолога

в дошкольном учреждении

Цель: приобрести практические умения в области диагностики развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомиться со спецификой работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.

• Научиться изготавливать стимульный материал для психодиагностического обследования дошкольника.

• Овладеть умением организации психодиагностического исследования дошкольника.

• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке психологического заключения по итогам исследования.

• Приобрести навыки разработки рекомендаций по результатам диагностического обследования.

Этапы практики:

1 этап. Знакомство с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В беседе с педагогом-психологом студенты узнают об особенностях ведения документации (годовой план работы психологической службы ДОУ; план-сетка работы на неделю; журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальной работы с детьми и др.). Студенты составляют перечень и указывают форму заполнения документации психолога, а также дают анализ годового плана педагога-психолога.

Студенты знакомятся с психодиагностическим направлением деятельности педагога-психолога. При изучении особенностей психодиагностического направления деятельности психолога необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала,
составление графика работы, протоколов обследования.

2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.

3. Составление психологического заключения.

4. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.

5. Проведение консультаций для воспитателей и родителей.

Студенты проводят анализ кабинета педагога-психолога, при этом необходимо отметить:

- наличие отдельного помещения для кабинета у педагога-психолога;

- соответствие кабинета требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования».

2 этап. Планирование и подготовка к диагностике интеллектуальной сферы дошкольника. Совместно с психологом осуществляется подбор методик для диагностики интеллектуальной сферы детей. Студенты изготавливают необходимый стимульный материал, получают информацию по процедуре диагностического обследования дошкольника и ведению протокола.

Рекомендуемые методики даны в методических материалах к первому разделу практики.

3 этап. Проведение психологической диагностики, как в групповом, так и в индивидуальном вариантах старшей группы детского сада.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога ДОУ и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, составляют психологическое заключение с рекомендациями по итогам исследования.

5 этап. На протяжении всей практики оказывать посильную диагностическую помощь педагогу-психологу дошкольного учреждения.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по I разделу практики:

1.
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).

2. Протоколы (копии) обследования.

3. Психологические заключения (копии) с рекомендациями воспитателю и родителям.

II раздел. Работа педагога-психолога с учащимися начальной

школы

Цель: приобрести навыки психологической диагностики мотивации учения младших школьников. Задачи:

• Познакомиться с особенностями работы педагога-психолога в начальных классах школы.

• Научиться составлять планы реализации психологического обследования младшего школьника.

• Провести психодиагностическое обследование младшего школьника.

• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.

• Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.

Практика в начальной школе предусматривает работу студентов по изучению мотивации учения детей младшего школьного возраста.

Этапы практики:

1 этап. Знакомство с педагогом-психологом начальной школы.

В беседе с педагогом-психологом, студенты узнают об особенностях ведения документации (годовой план работы психологической службы школы; план-сетка работы на неделю; журнал учета групповых форм работы, журнал учета индивидуальной работы и др.). Студенты составляют перечень и указывают форму заполнения документации психолога, а также дают анализ годового плана педагога-психолога.

Студенты знакомятся с психодиагностическим направлением деятельности педагога-психолога. При изучении особенностей психодиагностической работы психолога необходимо обратить внимание на следующее:

1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала,
составление графика работы, протоколов обследования.

2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.

3. Составление психологического заключения.

4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.

Студенты проводят анализ кабинета педагога-психолога, при этом необходимо отметить:

- наличие отдельного помещения для кабинета у педагога-психолога;

- соответствие кабинета требованиям «Положения о кабинете психологической службы учреждений образования».

2 этап. Планирование и подготовка диагностики мотивации учения младшего школьника либо адаптации к начальной школе. Диагностические методики приведены в методических материалах ко второму разделу практики.

Студенты изготавливают необходимый стимульный материал, получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.

3 этап. Проведение психологической диагностики в групповом и индивидуальном вариантах детей младшего школьного возраста.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, составляют психологическое заключение с рекомендациями.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.

Отчетные документы по II разделу практики:

1. Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).

2. Протоколы (копии) обследования младших школьников.

3. Психологические заключения (копии) с рекомендациями педагогу и родителям.

4. Методическая разработка психолого-педагогического консилиума по теме «Адаптация учащихся в первом классе».

Перечень рекомендуемых методик

№ п/п Цель Название методики- Автор методики Возрастной период клиента
1. Определение направленности психической активности младших школьников на учебную деятельность Диагностика мотивации учения младших школьников Комплекс методик под редакцией Н.В.Елфимовой 7-9 лет

III раздел. Психодиагностическая работа педагога-психолога в

средней школе

Цель: приобрести практические умения в осуществлении психологической диагностики учащихся средней школы. Задачи:

• Сформировать у студентов-практикантов представление о системе работы психолога в средних классах школы.

• Научиться планировать психологическую деятельность по реализации диагностики.

• Провести психодиагностическое обследование класса учащихся средней школы.

• Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.

• Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.

Практика в средней школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по одной из предложенных тем (выбор темы осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):

1. Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы.

2. Изучение классного коллектива.

Этапы практики:

1 этап. Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.

Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.

2 этап. Подготовка к диагностике школьников. Изготовление необходимого стимульного и раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.

3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики проводят обработку и анализ результатов диагностики. Производят расчет оценочной шкалы по средним величинам, а затем составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по III разделу практики:

1.
Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).

2. Протоколы (копии) обследования учащихся средней школы.

3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса по результатам исследования, предпринятого в 5-9-х классах по изучению эмоционально-личностной сферы учащихся или классного коллектива (в зависимости от индивидуального задания).

  индивидуального      
  восприятия, особенностей      
  эмоционального      
  развития      
Изучение классного коллектива
  Выяснить общий Методика   Подростко
  уровень психоло- самооценки   вый и
  гического развития коллектива через   юношеский
4. коллектива, определить перспективы развития класса эмоционально-символическую аналогию   возраст
  Оценка Методика   подростковы
  организованности экспериментальног   й и
5. классного о исследования   юношеский
  коллектива организованности   возраст

IV раздел. Работа психолога со старшеклассниками

Цель: овладеть навыками психологической диагностики учащихся старших классов. Задачи:

• Познакомиться с особенностями работы с учащимися старших классов.

• Разработать алгоритм изучения личности учащегося старших классов.

• Реализовать психодиагностическое обследование, составить аналитическую справку с рекомендациями по его результатам. Практика в старшей школе (для студентов дневного отделения)

предусматривает работу по двум темам (выбор методики по второй теме осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):

1. Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников.

2. Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника
(одна методика на выбор).

Этапы практики:

1 этап. Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога системы образования со старшеклассниками. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для старшеклассников по изучению личностных особенностей учащихся, их профессиональной направленности.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.

2 этап. Подготовка к диагностике старшеклассников. Изготовление необходимого раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.

3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, а также составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики. Отчетные документы по IV разделу практики:

1.
Психодиагностический инструментарий.

2. Протоколы (копии) обследования старшеклассников.

3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса (в зависимости от индивидуального задания).

информационно-методическая часть

Обязанности участников практики

Факультетский руководитель практики:

- определяет базы практики, согласовывает и оформляет необходимые документы по закреплению и регламенту использования баз практики;

- организует проведение установочной и итоговой конференций по практике, контролирует получение практикантами направлений на базы практики (где необходимо);

- знакомит методистов практики с содержанием утвержденной на учебный год программой практики, с требованиями документального сопровождения практики; обеспечивает их новыми разработками, необходимыми формами отчетной и нормативной документации;

- организует проведение практики, устанавливает связь с руководителями баз практики, согласует с ними программу практики, распределение практикантов по рабочим местам;

- осуществляет контроль за ходом практики, за работой методистов, принимает оперативные меры по устранению недостатков в организации и проведении практики;

- в недельный срок после окончания практики предоставляет руководителю практики университета установленные документы на оплату труда работников баз за руководство практикой студентов, несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений;

- составляет отчет о практике и предоставляет его руководителю практики университета в сроки, указанные в приказе о проведении практики.

Методист практики:

- отвечает за выполнение договора о сотрудничестве с конкретным базовым учреждением;

- осуществляет организацию, непосредственное руководство и контроль за работой студентов-практикантов на базах практики;

- организует прохождение практики студентами в соответствии с программой практики, несет ответственность за выполнение программных требований практики, соблюдение плана ее проведения и содержания;

- консультирует и оказывает помощь практикантам при подготовке отчетной документации, оценивает результаты выполнения студентами программы практики;

- участвует в работе установочной и итоговой конференций по практике, вносит предложения по совершенствованию практики;

- утверждает графики работы практикантов и контролирует их выполнение;

- составляет для факультетского руководителя практики отчет о ее прохождении закрепленным контингентом студентов.

Педагог-психолог учреждения:

- обеспечивает условия для работы студентов в соответствии с программой психологической практики;

- знакомит студентов с планом своей работы, с методической базой кабинета педагога-психолога, с направлениями и содержанием проводимой им деятельности;

- оказывает методическую помощь студентам при подготовке и выполнению заданий практики, изготовлении стимульного материала, обработке и анализе полученных результатов;

- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов; помогает практикантам в психологических наблюдениях, проведении диагностических процедур, направляет совместную и индивидуальную аналитическую деятельность студентов;

- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами-практикантами заданий по практике;

- присутствует при выполнении заданий практики, участвует в их анализе и оценке;

- предоставляет возможность отработать практику студентам, не выполнившим ее в срок по уважительным причинам;

- принимает участие в итоговой, конференции по практике (по возможности).

Студент-практикант имеет право:

- обращаться за помощью к факультетскому руководителю, методисту или педагогу-психологу учреждения;

- присутствовать на открытых мероприятиях, проводимых в учреждении; изучать опыт работы педагога-психолога учреждения;

- вносить свои предложения по совершенствованию содержания, организации педагогической производственной практики.

Студент-практикант обязан:

- подчиняться правилам внутреннего распорядка базового учреждения образования;

- соблюдать график работы учреждения образования, присутствовать на практике, своевременно извещать методиста о своем отсутствии;

- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой психологической практики, отражать их содержание и результаты в дневнике (ежедневно);

- предъявлять документацию по требованию группового методиста;

- пропущенный день практики студент должен отрабатывать полностью;

- своевременно предоставить документацию по итогам практики, высказать свои предложения и замечания по организации практики, совершенствованию практической подготовки;

- принять активное участие в установочной и итоговой конференциях.

Отчетная документация по практике.

Отчётная документация может быть выполнена с применением графических и печатных устройств ЭВМ на одной стороне бумаги через одиночный интервал 12 или 14 шрифтом либо написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращений слов и сдана методисту практики. Отчётная документация предоставляется в папке.

Основные отчетные документы:

1. Дневник по практике с утвержденным индивидуальным планом (приложение 1-2). В дневнике студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий и дает анализ полученных результатов.

2. Отчетные документы, указанные в разделах практики.

3. Отчёт о практике (приложение 3).

4. Характеристика студента с места практики с рекомендуемой оценкой, заверенная подписью руководителя учреждения.

Отчётная документация должна быть сдана на кафедру прикладной психологии в течение 3 дней после окончания практики

Наши рекомендации