Срок обучения по программе базового уровня
Перед началом разработки своей ООП НОО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать для образовательного учреждения данная программа? По нашей гипотезе ООП может и должна стать не «программой программ» (именно так прочитывается структура ООП в тексте самого Стандарта стр.), а программой действий всех субъектов образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования. Именно в этом направлении мы и будем дальше разворачивать наши методические рекомендации.
Для этого обозначим ряд принципиальных позиций по разработке и реализации ООП начального общего образования.
1. Прежде всего, ООП начального общего образования должна опираться на возрастные особенности младших школьников и планируемые результатыв соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.
Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:
· смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);
· формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
· выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
· эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
· приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
· усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
43. Охарактеризуйте В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает.
В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
52. Перечислите основные особенности авторских программ.
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).
59. Охарактеризуйте систему оценок планируемых результатов ООП ООО.
Определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
60. Охарактеризуйте содержательный раздел ООП ООО.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
63. Основные требования ФГОС СПО к содержанию образования.
К содержанию образования:
Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС СПО третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности специалиста, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания. На основе этих компонентов была разработана структура содержания образовательных программ по каждой специальности, а в образовательном учреждении разрабатываются отдельные образовательные программы дисциплин, модулей и контрольно-измерительные материалы. Такой подход позволяет максимально приблизить квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям рынка труда.
2. К кадровому обеспечению:
Реализация основной профессиональной образовательной программы по отдельным специальностям среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование (исключение составляют лишь некоторые специальности, например, «Дизайн (по отраслям)», где допускается 10% педсостава со средним профессиональным образованием, имеющими государственные почетные звания в данной профессиональной области),соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Для преподавателей профессионального цикла обязательно требование к наличию опыта в соответствующей профессиональной деятельности, систематическое повышение квалификации и прохождение стажировок на передовых действующих предприятиях отрасли.
3. К организации государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников
Государственная итоговая аттестация выпускников по всем специальностям включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением самостоятельно с учетом порядка проведения ГИА, утвержденного федеральным органом государственной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Дополнительно может вводится государственный экзамен по усмотрению образовательного учреждения.
72 Что описывается в разделе «Условия реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования»?
Предполагает обучение необходимым минимальным знаниям по конкретной специальности согласно установленным стандартам. Выпускнику, получившему среднее профессиональное образование базового уровня, присваивается квалификация «техник».
Срок обучения по программе базового уровня
- по очной форме на базе 11 классов составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки;
- по очно-заочной и заочной формам на базе 11 классов увеличивается на 1 год по сравнению с очной формой и составляет 3-4 года;
- на базе 9 классов срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе 11 классов.
83. Охарактеризуйте область применения ФГОС ВО.
Стандарты общего образования:
· стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами)];
· стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий[7].
Стандарты высшего профессионального образования:
· стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
· стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
· стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года)], согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
· структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
· общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
· общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
· академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
· общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
· порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
· правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования[9].
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом,а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования].
92. Что входит в структуру ООП ВО?
ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:
- пояснительная записка
- планируемые результаты
- учебный план
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования
- программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
- программа коррекционной работы
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
- план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы
- система условий реализации основной образовательной программы[3]
Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:
- учебный план
- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
- другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
- программы учебной и производственной практик
- календарный учебный график
- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий