Урок боя с тренером на совершенствование избранных боевых действий
Эта методическая форма общения тренера с учеником введена советскими педагогами не так давно и решает одну из основных задач — закрепление отдельных моментов боевой техники в различных тактических вариантах ее исполнения, на фоне быстрого переключения от атакующих действий с выбором к защитным действиям в виде парадов и контратак.
Таким образом, в этом упражнении по заданию тренера можно использовать обширный арсенал боевых действий, отрабатываемый учеником в данный период тренировки.
В индивидуальном уроке происходит углубление спортивно-педагогического процесса: от заранее обусловленной системы действий тренера, связанных с распоряжениями, командами, через экспромтные его действия в так называемом немом уроке, разновидностью которого являются атака с неизвестным окончанием, к уроку боя с тренером, где совершенствуются отдельные боевые эпизоды, связка поединка как с отвлеченным, идеальным противником так и конкретным бойцом «под противника», имеющим свою манеру боя и «коронные» номера.
Этот вид учебного боя позволяет тренеру в любом возрасте быть всегда авторитетным в его проведении, независимо от того, успешно ли он закончил свою боевую карьеру или никогда не имел больших спортивных достижений. Разница в классе ученика и тренера нивелируется особыми условиями проведения учебного боя, так как инициатива в нем, как правило, принадлежит тренеру, для которого этот бой проводится в преднамеренных действиях, в то время как ученик в зависимости от боевой ситуации поступает всегда экспромтно, в соответствии с задаваемыми тренером фрагментами боя, что всегда намного труднее.
Тренер обусловливает боевую заданную ситуацию, включающую для ученика как минимум одну совершенствуемую атаку, одну защиту и контратаку, т. е. практически весь набор отдельных приемов, свойственных поединку. За ним остается инициатива в передвижениях и создании выгодного момента для начала атаки учеником, взятии определенной защиты с последующим ответом и нанесением контратаки.
Ученик считается выигравшим схватку у тренера в том случае, если:
а) он выполнил в обусловленный тактический момент заказанную атаку, защиту или контратаку, нанеся действительный укол (удар);
б) боевое действие было выполнено в технике, соответствующей параметрам того или иного приема, свойственной его сегодняшней технической подготовленности;
в) ученик провел заказное действие в максимальной для него скорости и ускорении, а также с минимальным временем реакции на действие тренера и с обязательным нанесением действительного укола-удара.
Нарушение одного из этих условий считается поражением ученика, хотя он и не получил от тренера действительного укола.
Этот учебный бой предлагается тренером ученику в конце индивидуального урока, когда последний значительно устал, но спортивное самолюбие позволяет сделать все необходимое для его победы над тренером в этом бою.
Поединок, проводимый из 3 боев по 5 уколов, можно закончить со счетом 2:0 в пользу ученика или тренера, но с точки зрения педагогики лучше, когда первый бой выигрывает ученик, а второй бой — после предупреждения тренера с введением им различных неожиданных действий в запрограммированную структуру боя — выигрывает тренер, а результат третьей, «контровой» партии решает тренер в зависимости от настроения ученика, его успехов в предыдущих двух боях, тем более что тренер всегда может повернуть счет боя в любую сторону, даже «не придираясь» к моментам исполнения учеником боевых действий, а давая (или не давая) повод к успешному (или неуспешному) действию ученика. Хорошо, когда последний, решающий поединок выигрывает ученик, это воспитывает в нем уверенность, веру в действительность применяемых им приемов.
Положительными чертами этого вида боя являются: а) отработка в эмоциональной форме общения с тренером «мелочей» техники боевых приемов в разнообразной тактической обстановке, на фоне боевой практики, распределения учеником внимания между тремя основными компонентами боя — атакой, защитой и контратакой — и переключения этого внимания в определенный момент на основное действие; б) совершенствование приемов, направленных против конкретной модели будущего противника с его «своизмами» и особенностями построения боя.
Отрицательной стороной этого вида урока является то, что инициатива в «завязках», отдельных фрагментах боевой практики принадлежит тренеру. Это ограничивает ученика в проявлении собственной инициативы и создании боя по своему рецепту, навязывании противнику своего, собственного стиля боя.
Продолжительность этого вида учебного боя у спортсменов 2-й группы составляет 5—8 мин от индивидуального урока, у спортсменов высшей квалификации (3-я группа) — 10—12 мин, т.е. 25—30% от общего времени работы с тренером.
Приводим образцы построения учебного боя с тренером (табл. 6).
Действия тренера | Действия ученика | Результат и счет |
Тренер и ученик выполняют упражнения маневрируя | ||
Передвигается в тренерской стойке, делая шаги различной длины вперед-назад, пытаясь сблизиться или разорвать дистанцию | Сохраняет дистанцию | |
С шагом назад меняет 8-ю позицию на 6-ю | С шагом вперед пытается атаковать | 1:0 в пользу тренера. За атаку ученика, выполненную на шаг назад тренера |
Атакует тремя переводами оканчивающимися вниз | На 1-й (2-й) перевод с шагом назад контратакует | 1:1 |
Атакует в беге: контрбатман в 8-е соединение, укол с переводом | Инстинктивно защищается 4-й, контратакует | 1:2 в пользу тренера: взята привычная, а не обусловленная круговая 6-я |
На месте меняет 6-ю позицию | Батман в 4-ю, перенос-перевод, нет «пика» ускорения | 1:3 неправильно выбранная атака на средней дистанции |
Атакует просто в верхний сектор | Защита круг 6 – ответ с переводом | 2:3 в пользу тренера |
С шагом вперед в 6 позиции создает среднюю дистанцию | Батман в 4-ю укол с переводом | 3:3 |
Тренер в передвижениях и полувыпадах создает впечатление подготовки атаки | ||
На месте берет 6-ю позицию | Вначале пытается контратаковать, поверив передвижениям тренера, затем медленно атакует | 4:3 в пользу тренера за ошибку в выборе действий и технические погрешности в атаке |
Делает шаг назад, берет 6-ю позицию | Выполняет атаку: шаг вперед, батман в 4-ю, перенос-перевод | 4:4 |
Тренер берет 7-ю позицию | Ученик берет обобщающий круг 6, отвечает уколом в руку | 4:4 – укол недействительный |
С шагом вперед в 6-й позиции создает среднюю дистанцию | Батман в 4-ю, укол с переводом | 5:4 в пользу ученика |
Рапира (3-я группа). Совершенствование: а) атаки с батманом или контрбатманом в 4-е соединение, укол с переводом на средней дистанции и батман в б-е соединение — перенос, перевод с дальней дистанции; б) защиты круговая 6-я—ответ с переводом; в) контратаки уколом прямо. Тренер на прямых ногах, ученик в боевой стойке, оба в восьмых позициях. Инициатор передвижений — тренер. Повод для атаки ученика — тренер на месте или с шагом вперед берет 6-ю позицию, для контратаки и защиты — различные нападения тренера.
Во втором бою тренер более требователен в оценке технического и тактического заданного материала: предупреждает ученика о своем намерении выиграть бой и о введении «неожиданностей» с его стороны в виде продолжения «завязок», реконтррипостов, контратак в ходе сложных атак ученика; выигрывает бой, создавая повод для проведения «контровой», решающей третьей партии.
Особенно рекомендуется проведение такого типа боя в соревновательном периоде против будущих «трудных» противников, которым ученик проигрывал в соревновательных боях. На основе анализа неудач тренер и ученик подбирают и выполняют типовые упражнения с учетом сильных и слабых сторон противника и ученика, с тем чтобы эти «домашние заготовки» могли принести успех.
По аналогии с приведенным примером строится учебный бой на шпагах и саблях. Глубокие знания законов фехтовального поединка позволят тренеру подобрать необходимый технико-тактический материал для совершенствования учебника.