Примеры игр и игровых упражнений, способствующих накоплению опыта поведения.
Игра «Ромашка» заключается в том, что ученикам раздается нарисованная на бумаге ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова «Лети, лети, лепесток…» и кладет лепесток на парту тому однокласснику, перед которым хочет извиниться и попросить прощения.
После проведения игры целесообразно обобщить:
– Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Я заметила улыбки на ваших лицах. Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.
Игра «Ручеек». Цель – создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя «ручеек». Последняя пара проходит через «ручеек», и каждый ребенок выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова - комплементы. Педагог может первым пройти через ручеек и выбрать себе в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказав ему доброжелательные слова.
Игра «Зеркало».
Учитель предлагает школьникам загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет,
Все как есть ему покажет.
– Для чего нужно зеркало? Что оно нам может показать? На ваших партах лежат зеркала. Представьте себе, что они волшебные. Если в них посмотреться с одной стороны, то высветятся все самые лучшие качества, с другой - самые плохие качества. Задумайтесь об этом и мысленно загляните в свои зеркала.
Далее к доске выходит ученик. Его одноклассники становятся его «зеркалом» и называют его положительные качества. Вышедший к доске ученик мысленно сопоставляет их со своим «зеркалом» и задумывается о том, совпадает ли его мнение и мнение класса. Затем педагог может взять чье-то зеркало и назвать положительные качества его владельца. Ученики должны отгадать, чье зеркало держит учитель.
Игровое упражнение «Скажи спасибо».
Учитель бросает детям мяч, называет слово, тот, у кого оказался мяч, должен сказать слова благодарности, используя разнообразные формы.
Подружке – Спасибо за то, что она поможет в трудную минуту.
Доктору - Большое спасибо…
Бабушке – Благодарю за…
Учителю -
Продавцу магазина -
Маме -
Младшему братику или сестричке -
Солнышку-
Весне-
Цветку-
Книге-…
Можно предложить детям продолжить без помощи учителя.
Игровые упражнения «Телефон».
Учитель предлагает детям в парах проиграть следующие ситуации:
А) Маша звонит Ане, чтобы узнать, по какой программе показывают мультфильмы.
Б) Ася звонит Алеше, чтобы узнать, какое домашнее задание им задали. Но к телефону подходит папа Алеши.
В) Саша звонит Сереже, который сегодня не пришел в школу. Поднимает трубку мама и говорит, что у Сережи высокая температура и он не может подойти к телефону.
Г) Катя звонит маме на работу. Трубку поднимает незнакомый человек.
Игровые упражнения «На дне рождения».
Детям предлагается разделиться на группы и проиграть несколько ситуаций:
А) Подружка приглашает одноклассницу в гости поиграть вместе.
Б) Мальчик приглашает друзей на день рождения
В) Звонок в дверь.
-А-а, это ты, Сережа…
Г) «Здравствуй, Петя, знакомься…»
Д) Мама: «Мальчики, пойдем пить чай…»
Е) «Ой, уже поздно, мама будет волноваться…»
Ж) К тебе зашел одноклассник, но у тебя в комнате страшный беспорядок.
Игровое упражнение «Признайся честно»
Дети, по желанию, вытаскивают карточки, на которых записана ситуация и готовятся продемонстрировать, как они ее разрешат без обмана, честно.
Могут быть предложены ситуации из жизни класса или просто типичные случаи из жизни школьников. Например: разбил окно мячом, потерял ключ от квартиры, опоздал на урок, получил плохую отметку, заигрался с друзьями на улице после уроков и т.п.