Преподаватель высшей школы

1) Курсовая работа по дисциплине «Методика организации учебно-исследователькой деятельности студентов»предполагает углубление опыта собственной исследовательской деятельности студента и, в перспективе, направлена на развитие способности руководить исследовательской работой обучающихся.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает приобретение студентами опыта исследовательской деятельности и направлена, с одной стороны, на формирование творческой установки относительно собственной учебной деятельности и педагогической деятельности в перспективе. С другой стороны, на формирование «технологии» исследовательской деятельности как системы основных процедур, этапов, действий.В работеотражаются вопросы методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, содержания и структуры исследовательской компетентности, способы мотивации исследовательской активности, методы организации работы с научной информацией (в том числе с помощью сети Интернет).

Основные результаты такой работы:

− Освоение отдельных исследовательских действий.

− Целостное планирование исследования в единстве его основных этапов (констатирующий, формирующий, контрольный.)

− Разработка модели, программы, методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, рекомендаций для преподавателей вуза по организации учебной и исследовательской работы обучающихся.

− Участие студентов в различных видах учебно-исследовательской деятельности (выполнение проектов, деятельность студенческого научного общества, научные конференции, форумы, круглые столы, методологические и методические семинары и т.п.).

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов»:

1. Способы управления исследовательской активностью студентов.

2. Методы формирования исследовательских умений студентов.

3. Организация проектной деятельности студентов.

4. Организация исследовательской работы студентов во внеучебной деятельности.

5. Информационно-коммуникативные технологии в исследовательской деятельности студентов.

6. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов.

7. Методика организации работы студентов с научной информацией.

8. Становление исследовательской подготовки учителя в высшей педагогической школе в России.

9. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза.

10. Методы формирования мотивации учебно-исследовательской деятельности студентов.

2) Курсовая работа по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»предполагает «погружение» студента в проблематику преподавательской деятельности в условиях вуза и направлена на развитие способности студента к решению конкретных исследовательских и практических задач, на формирование готовности студента к эффективной педагогической деятельности (в перспективе) в условиях компетентностного подхода в образовании.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы), выявление и анализ слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании, изучение этих аспектов и разработку технологий их развития и преобразования в соответствии с требованиями компетентностного подхода и требованиями к личностно-профессиональным компетенциям педагога (преподавателя вуза).

Основные результаты такой работы:

− Изучение, систематизация и обобщение методического опыта в области преподавательской деятельности.

− Выявление слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании.

− Решение конкретных задач, связанных с реализацией компетентностного подхода в высшем образовании (в том числе, проектирование содержания учебных дисциплин, образовательных технологий и методик обучения).

− Формирование готовности к исследованию по теме магистерской диссертации.

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»:

1. Методы формирования общекультурных компетенций студентов в образовательной среде вуза.

2. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов посредством использования интерактивных методов обучения.

3. Методологические и методические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов.

4. Формирование социально-психологических компетенций в условиях инклюзивного образования.

5. Особенности формирования компетенций на различных ступенях образования.

6. Комплексные ситуационные задачи в процессе реализации компетентностного подхода в образовании.

7. Способы оценки компетенций в условиях профессионального образования.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1) Курсовая работа по дисциплине «Управление образовательными системами» предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики управления образовательными системами и направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать управление образовательными системами, в том числе, для проектирования образовательных систем, оптимальных для развития личности.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение истории и теории вопроса, оценку современного состояния проблемы и ее изученности (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования), определение перспектив исследования.

Основные результаты такой работы:

− Общая характеристика образовательной организации (ее особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы).

− Сравнительный анализ документов, технологий, методик, опыта работы различных образовательных организаций, органов управления образованием и др.

− Разработка практических рекомендации и формулировка конкретных решений, направленных на совершенствование управления образовательными системами.

− Разработку проекта дальнейшего исследования.

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Управление образовательными системами»:

1. Управление развитием образовательных систем в современных условиях.

2. Нововведения в управлении муниципальной образовательной системой.

3. Внутришкольный контроль: требования к организации и основное содержание.

4. Организация управления образовательными системами на основе инновационных подходов.

5. Особенности управления образовательными системами в истории российского образования.

6. Влияние организационной культуры персонала на процесс управления.

7. Влияние стиля управления на психологический климат организации.

8. Гендерные особенности управления.

9. Личностные свойства руководителя и неформальные отношения в организации.

10. Модернизация сельской школы: проблемы и перспективы.

2) Курсовая работа по дисциплине «Мониторинг качества образования»предполагает «погружение» в тематику и проблематику исследования и направлена на изучение и оценку состояния и потенциала образовательной организации, качества образования.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает приобретение опыта оценки качества образования, принятие персональной ответственности (как субъекта управленческой деятельности) за состояние и потенциал развития образовательной организации, разработку проекта исследования по теме магистерской диссертации.

Основные результаты такой работы:

− Критический анализ фактических данных по исследуемой проблеме (мониторинга).

− Постановки задач совершенствования системы оценки качества современного образования.

− Решении конкретных задач оценки качества образования и обоснование принимаемых управленческих решений.

− Формирование готовности к проведению исследования по теме магистерской диссертации.

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Мониторинг качества образования»:

1. Анализ современных тенденций с исторической ретроспективой управления качеством образовательных услуг.

2. Качество образования как объект управления.

3. Понятие качества образования и его связь с управлением.

4. Роль руководства в управлении качеством образовательных услуг.

5. Система управления качеством образования.

6. Средства управления качеством образования.

7. Мониторинг качества управления образовательными системами.

8. Условия обеспечения эффективного управления образовательной системой высшего образования.

9. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога.

10. Управление качеством образования современного вуза.

Наши рекомендации