I этап. Однословное предложение 3 страница

Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговоря­щие дети отвечают на них с помощью показа соответствующих картинок) свидетельствуют о практическом понимании ребен­ком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос. Дифференцированное понимание вопросов «Кто?», «Что?», «У кого?», «У чего?», «Кому?», «Чему?», «Кем?», «Чем?» и др. у нормальных детей формируется к 3—4-м годам, у умственно отсталых детей с легкой степенью умственной отсталости — к 5—6 годам, у детей с более тяжелой степенью умственной отсталости — к 7—8 годам. Дети с первичным недоразвитием речи, даже те из них, кто находится по уровню психического развития в пограничном с умственной отсталостью диапазоне, также к 5 годам овладевают дифференцированным пониманием этих вопросов.

Анализ вербальных ответов на указанные выше вопросы с точки зрения грамматического оформления слов дает возмож­ность проанализировать структуру аграмматизма, имеющую диагностическое значение. Детям с резко выраженными нарушениями звуковой и слоговой структуры слова (II уровень рече­вого недоразвития) при выполнении задания в вербальной фор­ме оказывается помощь: корневую часть слова произносит педагог, дети добавляют к нему только окончания. Этот принцип сохраняется и при исследовании других грамматических форм.

Так, при умственной отсталости будут наблюдаться в основном ошибки, связанные с недостаточной дифференциацией падеж­ных окончаний, выражающих смежные по смыслу значения, смешением падежных окончаний по типам склонения, единич­ным использованием нулевых форм в связи с недостаточным самоконтролем или учетом контекста фразы в целом и др. Для выявления указанных ошибок необходимо предъявлять ребен­ку не менее 5—7 вопросов, относящихся к существительному в одном и том же падеже, но выражающему разные значения. Например: «У кого котята?» (существительное в родительном падеже в значении принадлежности); «Из чего дети лепят снеж­ную бабу?» (существительное в родительном падеже в значе­нии материала, из которого сделан предмет); «Откуда дети съезжают на санках?» (существительное в родительном падеже в значении пространственных отношений) и др. Следует так­же подобрать такие вопросы, отвечая на которые дети исполь­зовали бы существительные разного рода. Например: «У кого котята?» (У кошки.); «У кого слонята?» (У слона.). В процессе ответов проверяется и использование предлогов.

У детей с алалией ошибки носят совсем иной характер. Кроме того, неоднотипный характер этих ошибок внутри самой алалии позволяет дифференцировать ее по формам (парадигма­тической и кинестетической).

Существенное значение имеет исследование понимания грамматических связей согласования слов в предложении и их использование в собственной речи.

С этой целью используются следующие задания.

1) Определить число и род существительного по числовому и родовому окончаниям прилагательных и глаголов. Например: «Покажи по картинке, что Саша нашел?»; «Кто играет?»; «Где играют девочки?»; «Отгадай, о чем я говорю: красный... (шар), красная... (ягода)?» и др.

2) Ответить на вопросы (при исследовании собственной ре­чи): «Что сделал мальчик (девочка)?» (Сорвал (сорвала) гриб.); «Что делает девочка (девочки)?» (Играет (играют).); «Какой шар (ягода)?» и др.

Как отмечалось ранее, умственно отсталые дети в дошколь­ном возрасте не владеют синтаксическим способом определения числа и рода существительных (неправильно выполняют задание), хотя родовые окончания глаголов прошедшего време­ни, а также числовые окончания глаголов используют в подав­ляющем большинстве правильно. У детей с первичным недо­развитием речи имеет место обратная диспропорция.

Исследуется грамматическая система словообразования: понимание наиболее распространенных суффиксов и приставок, их использование в собственной речи и произвольное словообразование по аналогии (обычно дается детям с III уровнем речевого недоразвития). Для данного обследования могут быть рекомен­дованы следующие задания. Ребенка просят показать картинки с изображениями, соответствующими основным и производным словам. Например: «Где люди входят в трамвай (выходят из трам­вая)?», «Где сахар (сахарница), пуговица (пуговичка)?» Следует отметить, что при умственной отсталости наблюдается как не­достаточное понимание этих элементов, так и их недостаточное использование в собственной речи (за исключением суффиксов со значением уменьшительности и приставок со значением за­вершенности действия). При алалиях дети понимают значение этих элементов, однако в самостоятельной речи их не исполь­зуют из-за трудностей оперирования звуковым составом слов.

Для исследования процесса словообразования по аналогии предлагаются следующие задания. Педагог произносит предложение со словами с однотипными суффиксами или приставка­ми. Например: «Мыло лежит в мыльнице, пепел — в пепель­нице». Затем задает ребенку вопрос: «Где лежит сахар, песок?» или объясняет, что от слова, например, «рисовать» можно придумать слово «рисование», от слова «читать» — «чтение». Далее спрашивает ребенка: «Какое слово можно придумать от слов „петь", „мычать"?» (И др.) Как отмечалось ранее, умствен­но отсталые дети не понимают смысловых критериев сопо­ставления этих слов и делают смысловые ошибки (например, от слова «мычать» образовывают слово «корова»).

Дети с алалией, как правило, отказываются от ответов, так как не в состоянии производить звуковые изменения в слове, то есть оперировать его звуковым и слоговым составом, что не­обходимо при образовании производного слова. Если же они и пытаются назвать производное слово, то делают типичные ошибки, вызванные указанной ранее причиной: искажают мор­фологический и звуковой состав слов, теряя их основу, окон­чания, суффиксы или их элементы или добавляя лишние, на­пример вместо «жирафенок» (от «жираф») — «живи», вместо «кожаная» (от «кожа») — «кожин», вместо «резиновые» (от «ре­зина») — «резинные», вместо «песчинка» (от «песок») — «песочинкая» и др.

Для выявления нарушений структуры предложения используются следующие задания.

1) Составление предложений по картинкам.

2) Повторение и понимание детьми предложений разных конструкций с постепенно увеличивающимся объемом.

Можно использовать следующий набор предложений.

I. Для детей с более низким (II) уровнем речевого развития.

Простые предложения. Заяц прыгает. Девочка ест. Мальчик рисует белку. Под елкой сидит серенький зайчик. Дети пошли в лес за грибами.

Инвертированные конструкции (предложения с обратным порядком слов). Траву ест корова. Девочку догоняет мальчик. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели дети на празднике.

Пассивные конструкции. Молоко разлито котен­ком. Кукла сломана девочкой. Земля покрыта белым снегом. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.

Сравнительные конструкции. Слон больше вол­ка. Маша старше Пети. Самолет летит быстрее, чем птица. На празднике девочки пели лучше мальчиков.

II. Для детей с более высоким (III) уровнем речевого развития.

Простые предложения. Листья падают с деревь­ев. Лесные звери готовятся к зиме. Бабушка купила внучке вкусные конфеты. Ребята подарили маме к празднику свои рисунки. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Инвертированные конструкции (предложе­ния с обратным порядком слов). Траву ест корова. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели пионеры. Много грибов и ягод собрали дети в лесу.

Пассивные конструкции. Молоко разлито ко­тенком. Дерево сломано сильным ветром. Окно разрисовано морозными узорами. Пушистая елка украшена красивыми иг­рушками. Листья с деревьев сорваны во время осенней непогоды.

Сравнительные конструкции. Дедушка старше отца. Дерево выше, чем куст. Самолет двигается быстрее по­езда. На празднике девочки пели и плясали лучше мальчиков. Зимой дни короче, а ночи длиннее.

Характер выполнения этих заданий весьма показателен. Умственно отсталые дети не понимают сравнительные и пассивные предложения, значение которых не опирается на логику существующих в действительности отношений, а зависит от учета грамматического оформления слов (например: «На празд­нике девочки (мальчики) пели лучше мальчиков (девочек)»), но при этом нередко могут повторить их правильно или допуска­ют незначительное количество ошибок в окончаниях слов. Дети с первичным недоразвитием речи, наоборот, без труда понима­ют значение указанных конструкций, но при их повторении до­пускают высокий процент ошибок в окончаниях слов.

Обследование завершается изучением состояния связной речи (составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного). При детальном рассмотрении результатов обследования связной речи важно установить понимание ребен­ком текста, причинно-следственных связей между явлениями (по его ответам на вопросы) и проанализировать пересказ ребенка с точки зрения полноты и последовательности изло­жения и использования языковых средств; соотнести пони­мание услышанного рассказа или сюжета, изображенного на картинках, с собственным пересказом ребенка. При умствен­ной отсталости диспропорций между этими формами речи на­блюдаться не будет. При алалии собственное изложение будет намного слабее понимания, особенно при синтагматической форме алалии.

Все полученные данные сопоставляют между собой и анализируют, после чего выносится заключение о характере речевого дефекта.

Таким образом, обследование речи по указанному плану позволяет, с одной стороны, дифференцировать нарушения ре­чевого развития ребенка, с другой — дает дополнительные дан­ные для психологической диагностики развития ребенка.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель этапа — развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

• установление зрительного и эмоционального контакта;

• подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;

• настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

• повышение уровня общей активности ребенка;

• организация произвольного внимания — развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Обязательные и необходимые условия работы с ребенком на данном этапе следующие.

1. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий.

Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто ребенок сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).

2. Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если состояние ребенка перестало быть уравновешенным, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент, и стараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Примеры заданий, используемых на подготовительном этапе логопедической работы.

Стереотипная игра ребенка как повод для знакомства.Педагог наблюдает за игрой ребенка.

Цель. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры.

Рекомендации по проведению наблюдения. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и наблюдайте за его игрой. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его игре, причем делать это следует тактично и ненавязчиво. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему необходимую деталь — этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. Не торопите взаимодействие. Ваша цель — дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает) и от вас может быть польза.

На этом этапе все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Это потребует времени и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.

Сенсорная игра как возможность установления контакта. Целесообразность проведения с ребенком сенсорных игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением ребенка к дальнейшей учебной деятельности, педагогу. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием ко взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

Цель. Сформировать новые чувственные ощущения.

Рекомендации по проведению сенсорных игр. Если ребенок не включается в вашу игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против них, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, участию в игре.

Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект, невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру. Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты. Например: на грядку посажен всего один овощ, а кукольный обед длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка», даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.

Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.

Игры с покрывалами. Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Можно использовать в работе различные куски ткани (одеяло, большой платок, легкую тюлевую занавеску или косынку). Можно пробовать разные предметы (что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест). Будучи накрытым большой простыней, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Какова роль покрывала в данной игре? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом ребенка легче привлечь к тем заданиям, к которым его обычно не удается привлечь, — в помещении всегда много предметов, которые отвлекают ребенка.

Игра с прозрачной косынкой. Часто ребенок испытывает трудности глазного контакта. В этом случае может быть использована маленькая полупрозрачная косынка: через прозрачную косынку ребенку легче смотреть в глаза другому человеку.

Игра на удержание взгляда. Можно изобрести разные способы помощи детям в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то ребенок с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него как бы безопасен.

Игры с красками («Цветная вода»). Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект, например в следующем стакане развести краску, быстро помешивая кисточкой. Ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры.

Возможные варианты игр с красками

1) Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, то вытереть ее на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и действовать надо вместе с ребенком. Например: «Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее воду. Какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет вода. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо». В этом случае ребенок принимает активное участие в игре и развиваются бытовые навыки ребенка.

2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.

3) Игра «Кукольный обед». Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и «угостите» их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в «фанту», черная — в кофе и др. Фантазируйте вместе с ребенком! Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя пластиковые стаканы разного размера, можно ознакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой (имеют и терапевтический эффект)

1) Возьмите приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки, пузырьки, баночки и др., наполняйте их вместе с ребенком водой из-под крана, сопровождая комментариями. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине или ванне, например, стул. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком (обычно такой эффект приводит детей в восторг) и др.

2) Наполнив водой таз, организуйте игру в бассейн, в котором учатся плавать игрушки (этот вид игры возможен в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). Наполненный водой таз может стать озером, в котором плавают рыбки или уточки. На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в море, по которому плывут кораблики.

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не лопнут все мыльные пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, так как это требует определенной сноровки и развития дыхания. Поэтому ребенка предварительно надо подготовить к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, формировать сильный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус).

Некоторые возможные варианты игр с мыльными пузырями

1) Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки для выдувания пузырей, разнообразные трубочки или соломинки, например соломинку для коктейля.

2) Игра «Пенный замок». В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую соломинку для коктейля, опустите ее в указанную емкость и сильно начинайте дуть в воду с громким бульканьем так, чтобы образовалось большое облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем — самостоятельно. Вставьте внутрь пены пластмассовую игрушку — это принц, который живет в пенном замке.

Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, маленькие свечки для именинного торта и плавающие. Устойчиво установите длинную свечу, зажгите ее на глазах у ребенка и скажите: «Смотри, как свеча горит! Как красиво!» Если ребенок испугался, отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так! Ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще и еще.

Возможные варианты игр со свечами

1) Предложите родителям дома, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь. Так ребенок познакомится с назначением свечи.

2) Держа в руке потушенную свечу, «порисуйте» в воздухе Дымом.

3) Наполнив емкость водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей. Если это сделать в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми Пиками зрелище.

Игры со светом и тенями

1) Игра «Солнечный зайчик». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркала солнечный луч и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, со стены на диван и др. Возможно, ребенку захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае не спеша отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите поймать убегающего солнечного зайчика. Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать солнечный луч, чтобы получится солнечный зайчик. Если ребенок справится с этим, постарайтесь ловить солнечного зайчика как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю, поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» (И др.) Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

2) Игра «Тени на стене». В темное время суток в комнате включите настольную лампу, затем выключите свет и направьте свет от лампы на стену. Помните, что ребенок может испугаться. Поэтому сначала попробуйте осторожно и не проводите первый раз игру в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек получите на стене тень «лающей собаки», «летящей птицы» и др.

3) Игра «Театр теней». Можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

4) Игра «Фонарик». Покажите ребенку электрический фонарик, дайте его рассмотреть. Когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Объясните ребенку, что фонарик можно использовать, если перегорела лампочка, во время прогулки по аллеям парка, где нет фонарей и др.

5) Игра «Темно — светло». При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 0гры со льдом. Накануне занятия попросите родителей приготовить вместе с ребенком лед (заполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру). На занятиях достаньте вместе с ребенком лед, выдавите его из формы в емкость и скажите ребенку: «Смотри: вода замерзла, стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладонях: «Ой, какая холодная льдинка! А рука теплая. Зажми и ты в ладошке льдинку. Смотри: водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду». Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда.

Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и др.

Игры с крупами. Приготовьте по одной упаковке крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Высыпьте гречневую крупу в глубокую емкость, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои руки спрячем. Пошевели пальцами — так приятно! А теперь потри ладони друг о друга -немножко колется, да?» На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Возможные варианты игр с крупами

1) Спрячьте мелкие игрушки в емкость с крупой. Попросите ребенка найти в крупе сюрприз или делайте это вместе с ребенком.

2) Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика и др. из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на получающийся при этом звук.

3) Предложите ребенку рассыпать крупу в виде дождя или града. Походите босиком или в носках по рассыпанной на полу крупе. Можно посыпать крупу на шею или голую спину ребенка, если он позволит.

4) Игра «Приготовление еды». Насыпьте в кастрюлю из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, Добавьте воды и перемешайте — это каша для куклы. Вдавите горошины в кусочек коричневого пластилина это шоколад с орехами. Фантазируйте!

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями, раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку попробовать самому (вначале можно попробовать действовать «рука в руке», если ребенок разрешит). Когда ребенок освоит выполнение этих несложных действий, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов.

Возможные варианты игр с пластичными материалами

1) Игра «Приготовим обед для кукол». Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — это ягоды. В разноцветные пластилиновые шарики воткните палочки, например зубочистки или ватные палочки (предварительно удалив вату), — это фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатайте кусочек красного пластилина — это колбаса. Раскатайте тонко-тонко кусочки белого пластилина — это спагетти. Нарежьте брусок светло-коричневого пластилина на кусочки — это хлеб. Угощение для кукол готово. Приглашайте кукол на обед. Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог или торт, вставить свечку и отпраздновать день рождения куклы.

2) Игра «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки и «засадите» грядки «овощами». В качестве овощей можно использовать крупы: горох — репа, красная фасоль — картошка, разноцветная мозаика — красные помидоры и зеленые огурцы, некоторые овощи можно попытаться вылепить из пластилина.

3) Методом размазывания можно создать картину из пластилина. Размажьте по картону зеленый пластилин — это трава, прилепите маленькие красные кружочки — это ягоды. Таким же способом в синем «пруду» станут плавать «золотые рыбки», в голубом «небе» — «светить» желтое «солнышко с лучами».

В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы — тесто, глину.

Наши рекомендации