Ле кция 14. предме т и за да чи пе да гогики
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании подрастающих поколений. Постепенно сфера применения педагогики расширялась, и педагогами стали называть всех тех, кто был связан с обучением и воспитанием молодых. В настоящее время – это наука о закономерностях воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.
Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т.е. понятий выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Часто «воспитание» употребляется как понятие «воспитательная работа», в процессе которой формируется убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека.
Обучение – это планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков руководства его познавательной деятельностью и формирования у него мировоззрения, средство получения образования.
Образование – результат обучения. Образование – это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность человека самостоятельно пополнять недостающие звенья в системе знаний с помощью новой информации и логических рассуждений.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое. Для углублённого изучения этого процесса современная наука выделила в процессе развития физические, психические, духовные, социальные стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Предметом педагогики является изучение процессов обучения и воспитания личности любого возраста.
С помощью методов исследования каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.
К традиционным методам исследования в педагогике как и в психологии относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование и анкетирование. Так же как и в психологии исследуется (анализируется) продукты деятельности учащихся и педагогов: письменные работы, рисунки, предметы детского творчества (модели технического творчества, глиняные изделия и другие поделки), анализируется учебная документация. Отдельное значение в педагогике имеет изучение педагогического опыта отдельных преподавателей – наставников, анализ методической и педагогической литературы, видеоматериалов. Это исследование направленно на выявление исторических связей воспитания и этики поведения в разные периоды жизни страны, выявление общего и устойчивого в учебно-воспитательной системе.
Педагогический процесс выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную, и развивающую. Основывается он на определенных принципах. Важнейшими из них являются принципы целостности, непрерывности и целенаправленности. Т.е. важно, чтоб и взрослые и с определенного возраста дети чётко понимали, что важно постоянно совершенствовать свои знания, умения и человеческие качества, а делать это целенаправленно, для того, чтобы стать интересной и сильной личностью.
Образование человек получает в школе, в высшем или среднем специальном учреждении, кроме того можно получить дополнительное образование в кружках, студиях и других творческих коллективах. Можно заниматься самообразованием, используя книги, обучающие программы и другие средства новых технологий.
Вопросы:
1. Что представляет собой педагогический процесс? Какова его функция?
2. В чём различие и что общего в таких понятиях как образование, воспитание, обучение?
3. Какие методы исследования в педагогике и психологии общие?
4. Каковы функции воспитания?
5. Каковы задачи обучения в школе, в среднем профессиональном учебном заведении?
Глоссарий
1. Педагогика– наука о воспитании и обучении, раскрывает цели, сущность, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.
2. Обучение– целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов.
3. Воспитание– процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.
4. Развитие– необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние. 2. Степень сознательности, просвещённости.
5. Образование– совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Один из показателей социального статуса индивида.
6. Гармония– единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств и явлений.
7. Убеждение– твёрдая уверенность в чём-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении. Процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путём разъяснения, пропаганды, агитации.
8. Эстетика– (от греческого чувствующий, чувственный)., – наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу специфического проявления ценностного отношения человека к миру (т.е. человек что- то может оценить (почувствовать) как трагедию, а другой может в этом же явлении увидеть смешное) и сферу художественной деятельности человека.
ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТ АНИЕ КАК ЦЕ ЛЕНА ПР АВ ЛЕННЫЙ ПР ОЦЕ С С ФОР МИР ОВ АНИЯ Л ИЧНОСТ И »
Целостный педагогический процесс, как уже было сказано, выполняет три взаимосвязанные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Рассмотрим воспитание подробно. Оно нередко отождествляется с процессом социализации личности, однако, процесс социального развития человека понятие более широкое, чем воспитание. Социализация отражает влияние различных факторов бытия и плюс воздействие воспитательной работы в семье, школе или детском доме, колонии для преступников или трудовом коллективе, кооперативе и т.п. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:
а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;
б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление
осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, дово
дя дело до конца;
в) формирование культуры и опыта общения с людьми;
г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов,
духовных запросов и т.п.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания, которые можно подразделить на три крупных блока:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования деятельности.
К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы,
лекции, дискуссии, а так же метод примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнования, поощрения, наказание, создание ситуации успеха.
Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах: воспитание гражданское (в том числе патриотическое), нравственное, физическое; воспитание интереса к познавательной деятельности, трудовое, эстетическое, экологическое; воспитание умения работать в коллективе.
Теперь подробнее рассмотрим обучающую функцию педагогического процесса. Итак, обучение – это общественно – организуемый процесс постоянной передачи, предшествующими поколениями последующим, социально значимого опыта.
Обучение можно рассматривать в двух аспектах: общее образование и профессиональное обучение. В нашей стране общее образование можно получать в школе и в системе дополнительного образования (кружки, студии художественного творчества, самообразование). Профессиональное обучение организовано в средних специальных учреждениях (колледжах, училищах, техникумах) и в высших учебных заведениях ( институтах, университетах, академиях). Научно-исследовательской работой занимаются в аспирантуре, докторантуре.
Высшее образование в России в настоящее время имеет достаточно стройную структуру. Все изучаемые предметы разбиты на четыре блока.
1.Гуманитарные науки: философия, история Отечества, психология и педагогика, социология и т.п. всего одиннадцать дисциплин. На них предлагается примерно 25% всего учебного времени.
2.Естественно – научные дисциплины: современная концепция естествознания, математика, информатика и т.д. На эти дисциплины предлагается 15% от всего учебного времени.
3. Общепрофессиональные дисциплины получают примерно 35%-40%.
4.Дисциплины специализации примерно 20%- 25% времени занимает в учебном процессе.
Высшее образование предполагает, что работник с таким дипломом часто становится руководителем, следовательно важно знать методы педагогического воздействия на подчиненных сотрудников. Перечислим некоторые нравственно-психологические качества, которыми должен обладать руководитель.
– Изучать исполнительские и творческие возможности подчиненных, что бы учитывать их при распределении обязанностей.
– Задания и распоряжения необходимо давать в спокойном тоне, сформулировать их чётко, полно и конструктивно. Важно что бы все поняли: что нужно сделать, как это сделать, какой ожидается результат. Сроки исполнения назвать сжатыми, но реальными.
– Непременное условие успеха любого мероприятия – поощрение за успешную работу и высказывание замечаний за упущения и недостатки. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не только на тех к кому это относится, но и на коллектив.
– Добиться от исполнителей чёткой и слаженной работы поможет авторитет. Но он не обеспечивается автоматически служебным положением. Росту авторитета способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе, чувство самоконтроля и самообладания.
– Основой здоровых взаимоотношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.
В настоящее время нет устоявшейся классификации методов обучения. Особенно часто классифицируют по источнику получения информации: словесный, наглядный или практический метод обучения. Но можно классифицировать по степени проявления учеником самостоятельности: объяснительно-иллюстративный ( репродуктивный); частично-поисковый (частично самостоятельный); проблемный и
исследовательский методы являются наиболее самостоятельными и творческими методами получения информации с элементами руководства педагогом.
Вопросы:
1. В чём сущность воспитания и каковы его цели?
2. Какие методы воспитания Вы знаете?
3. Каковы основные подходы к классификации методов обучения?
4. Каковы основные компоненты педагогического процесса?
5. Что представляет собой образование и какова его структура?
Глоссарий
1. Педагогический процесс– целенаправленное и сознательно организуемое, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, которое представляет собой единство процессов обучения, воспитания и процесса развития.
2. Социализация личности– процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена этого общества.
3. Потребность– нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. группы, общество в целом; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биолог., социальные; а также по сфере деятельности – П. труда, познания, общения, отдыха; по объекту – материальные, духовные, этические, эстетические и т.д.; по субъекту индивидуальные групповые, коллективные, общественные.
4. Интерес– направленность субъекта на значимый для него
объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида.
Социальный интерес – реальная причина социальных действий, событий, стоящая непосредственно за побуждениями – мотивами, помыслами идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
5. Мотивация– осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка
различных моделей поведения, их предполагаемых результатов. 2.
Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение
данного субъекта.
6. Культура общения– формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
7. Общение– взаимодействие индивидов или социальных групп состоящее в непосредственном обмене деятельностью, умениями, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми, природой, животными и т.д.
8. Гуманитарные науки– науки исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии; гуманитарные науки, делающие упор на социальный характер деятельности человека и его произведений называют еще общественными науками.
9. Естествознание– система наук о явлениях и закономерностях природы.
10. Нравственность( мораль) социальный институт, система норм, санкции, оценок предписаний, образов поведения, выполняющих функций контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.
11. Авторитет– общепризнанное значение влияние лица или организации в различных сферах жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах; опыте. 2. Форма власти опирающаяся на престиж и другие ценности членов данной группы.
12. Авторитет профессиональный– авторитет приобретенный на основе квалификации, общей компетентности, опыта.