Методы исследования и оценки физических кондиций

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования. В последнее время в контрольном разделе по дисциплине «Физическая культура» используются следующие двигательные задания:

· челночный бег на 10×10 м (оценка скоростных и координационных способностей);

· прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых способностей);

· поднимание туловища из положения лежа за 30 с (силовая выносливость мышц брюшного пресса);

· вис, согнув руки, на перекладине (оценка статической силовой выносливости мышц плечевого пояса);

· наклон туловища вперед из положения сидя (оценивается гибкость позвоночного столба);

· бег 1000 метров (оценка уровня аэробной выносливости).

Методики выполнения двигательных заданий

Челночный бег 10×10 м выполняется после предварительного ограничения 10-метрового отрезка дистанции (спинками стульев наружу от отрезка). По сигналу с высокого старта необходимо добежать до стула, который находится в конце 10-метрового отрезка, коснуться рукой его спинки, вернуться к стартовой линии, коснуться рукой спинки второго стула и бежать к первому стулу. Задание считается выполненным после преодоления 10 отрезков по 10 метров.

Прыжок в длину с места выполняется толчком двух ног от стартовой линии с махом рук (три попытки подряд). Результат измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания к стартовой линии ногами участника.

Поднимание туловища выполняется из положения: лежа, руки за головой, ноги согнуты в коленях под углом 90º, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в течение 30 секунд.

Вис, согнув руки, на перекладине предусматривает в исходном положении хват сверху и нахождение подбородка над перекладиной. Приняв стартовую позицию, включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут распрямляться и подбородок опустится ниже перекладины, выполнение двигательного задания прекращается.

Наклон туловища вперед из положения сидя выполняется после предварительной разметки на полу перпендикулярной и центральной линии. Касаясь перпендикулярной линии, с выпрямленными в коленях ногами, выполняются 3 пружинящих наклона вперед и на 4-м наклоне фиксируется результат по кончикам средних пальцев на разметке центровой линии, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.

Бег на 1000 метров выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером и заносится в протокол в секундах. На дистанции возможен переход на ходьбу.

Расчет индивидуального уровня физических кондиций осуществляется с учетом возрастно-половых особенностей исследуемого контингента (табл. 2 и 3) по формулам, которые представлены в табл. 4.

Таблица 2

Возрастные оценки нормативов для юношей (НВП)

Тесты Возраст
Челночный бег 10х10 м. (с) 29,5 30,0 30,0 30,0 30,0 30,0 30,5
Прыжки в длину с места (см)
Поднимание туловища (с)
Вис на перекл. на согн. руках (с)
Наклоны туловища вперед (см)
Бег 1000 м (с)

Таблица 3

Возрастные оценки нормативов для девушек (НВП)

Тесты Возраст, лет
Челночный бег 10х10 м. (с) 31,5 32,0 32,0 32,5 33,0 33,5 34,0
Прыжки в длину с места (см)
Поднимание туловища (с)
Вис на перекл. на сог. руках (с)
Наклоны туловища вперед (см)
Бег 1000 м (с)

Таблица 4

Формулы для вычисления индивидуального уровня физической кондиции

№ п/п Тесты Сокращенное обозначение Формула
1. Челночный бег 10х10 м. ( с) Ч Ч =(НВП-Р)х10 / НВП
2. Прыжок в длину с места (см) П П = (Р-НВП) / НВП
3. Поднимание туловища (с) С С = (Р-НВП) / НВП
4. Вис на перекл. на согн. руках (с) В В = (Р-НВП) / НВП
5. Наклоны вперед из пол. сидя (см) Н Н = (Р-НВП) / НВП
6. Бег 1000 м (с) Б Б = (НВП-Р) / НВП

Примечание: Р – результат теста; НВП – норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Формула для вычисления общего уровня физической кондиции (ОУФК)

ОУФК = (Ч + П + С + В + Н + Б) / 6
Для академической

Оценки

Методы исследования и оценки физических кондиций - student2.ru

Для балльной оценки

Для оценки общего уровня физической кондиции студентов и отдельных показателей их двигательной подготовленности используются градационная шкала.

Шкала оценки общего уровня физической кондиции

Значение ОУФК Академическая оценка Оценка в баллах
от 0,6 и выше Отлично + прем. баллы от 17 и выше
от 0,2 до 0,6 Отлично от 14 до 16
от – 0,2 до 0,2 Хорошо от 10 до 13
от – 0,6 до 0,2 Удовлетворительно от 7 до 9
от – 1 до – 0,6 Неудовлетворительно от 4 до 7
от – 1,0 и ниже Опасная зона

Наши рекомендации