Функции структур, работающих в рамках проекта.
Этапы работы над проектом.
Конкретные ожидаемые результаты.
Актуальность темы
Социальный проект «Я – лидер! Мы - команда!» представляет собой сумму малых проектов, каждый из которых является продолжением предыдущего.
Развитие и поддержка ученического самоуправления в школе позволяет воспитывать молодое поколение так, чтобы дети и подростки не только понимали необходимость в управлении собственной жизнью, но и знали, как это делать.
Участие детей и подростков в работе органов самоуправления — это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом
возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах.
Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.
Анализ ситуации в школе показал, что не в полной мере учитываются потребности детей младшего и среднего школьного возраста в сфере формирования лидерских качеств личности.
В процессе реализации проекта участник совершенствует и развивает следующие умения:
1. Умение принимать решения.
2. Умение ставить цели.
3. Умение работать в команде.
4. Умение сделать общение эффективным в любой ситуации.
5. Умение общаться в режиме диалога.
6. Умение разрабатывать и реализовывать проекты, социальные акции.
7. Умение планировать практические действия.
8. Умение давать анализ ситуации.
В результате реализации проекта у ребят развиваются навыки самоорганизации и формируются следующие умения:
- принимать решения;
- ставить цели и достигать их;
- работать в команде;
- сделать общение эффективным в любой ситуации;
- общаться в режиме диалога;
- разрабатывать и реализовывать проекты, социальные акции;
- планировать практические действия;
- давать анализ ситуации;
- выявлять и находить пути решения социальных проблем;
- проводить интерактивные игры;
- проводить мозговой штурм;
- планировать педагогическое (тьюторское) сопровождение участников проекта.
Таким образом, главным результатом проекта является восполнение интеллектуальных и поведенческих дефицитов через различные виды деятельности, успешная социализация обучающихся в современном мире, готовность и умение выпускников школы адаптироваться в обществе.
Ожидается, что повысится престиж ДОО «Республика мальчишек и девчонок» у родителей, обучающихся, общественности за счет социально-значимой и проектной деятельности.
При работе по данному проекту предусматривается использование следующих форм и методов: семинары, тренинги, имитационно-ролевые игры, круглые столы, встречи, лекции, дискуссии, мастер-классы, открытые презентации, работа в группах, практическая работа по составлению акций и разработке проектов, а также по их реализации.
Предполагается использование следующих технологий: игровые, проектная деятельность, медиатехнологии.
Ребята учатся разрабатывать и реализовывать свои социально значимые проекты и акции, что способствует развитию их как социально активной личности. Дети развивают коммуникативные, творческие способности, получают опыт организаторской деятельности по разным направлениям, разрабатывают и реализуют систему самоуправления, что является важным общественно значимым умением, которое пригодится в будущем. Осваивая в процессе реализации программы различные социальные роли: участник команды, тьютор, человек, лидер, организатор, личность, - подростки учатся общественно важным нормам поведения, что имеет важное значение в социализации личности подростка.
Реализация проекта предусматривает три уровня сложности:
1 уровень – освоение теоретической части проекта;
2 уровень – тьюторская деятельность на слетах и мастер-классах, работа в выборном Совете лидеров;
3 уровень –разработка и реализация общешкольных проектов и акций.
В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации
проекта в форме деловой игры «Мы-команда!». По итогам прохождения игры
каждый участник проекта получает сертификат о завершении курса «Я-лидер! Я-команда!».
Виды деятельности:
1. Опросы, анкетирования, дискуссии, беседы, игры, тренинговые упражнения, деловые игры, КТД, СПТ.
2. Налаживание партнерских отношений
Социальные партнеры:
1) – управление по образованию Администрации Рыльского района Курской области;
- отдел молодежи, ФК и спорта Администрации Рыльского района Курской области;
- Центр культуры и досуга «Сейм»;
- МБОУ ДО «Детский дом творчества»;
- детские и молодежные общественные организации города и района.
2) специалисты: педагоги, психологи, социальные педагоги, юристы, журналисты, экономисты.
3. Презентация результатов деятельности: статьи в СМИ, собственные буклеты, плакаты, листовки.
4. Обучение участников проекта
Ориентировочная тематика:
1. Тренинговые занятия.
1.1. Основы лидерства: «Личность лидера», «Имидж лидера», «Умения и навыки лидера», «Лидер – душа коллектива».
1.2. Жизненный успех: «Понятие «жизненный успех», его составляющие».
1.3. Организаторское мастерство: «Собрать в команду», «Сплотить», «Заинтересовать, убедить, привлечь».
1.4. Организационные моменты в подготовке мероприятия: «Разработка идеи. Составление сценария», «Подбор команды. Распределение поручений», «Важные мелочи организатора».
1.5. Деловое общение: «Как подготовить публичное выступление», «Основы делового этикета», «Освещение результатов», «Внимание! Вы в эфире!».
2. Ориентировочная тематика заседаний:
«Что мы можем сами?»
«Кого пригласить в команду?»
«Развиваемся духовно»
«Моя школа – лучшая!»
«Единый школьный коллектив»
«Толерантность в школьном коллективе»
«Человеческое достоинство»
«Агрессивность. Равнодушие. Одиночество»
«Детские и молодежные газеты и журналы»
3. Творческие лаборатории.
Ориентировочная тематика:
«Новые традиции коллектива»
«Пути духовного единения членов коллектива»
«Разработка логотипа и слогана»
«Дизайн раздаточных и имиджевых материалов»
4. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий:
«Я - лидер!»
«Творческими лабиринтами к сокровищу»
«Большой лидерский очаг»
Творческие вечера с участием лидеров самоуправления.
Вывод.
Лидер в группе – Лидер в классе – Лидер в школе – Самоуправление – Уважение среди сверстников.
Опыт общения с людьми
Быть наравне со взрослыми
Решать общественные проблемы для общего блага.
формы проведения занятий:
• Деловые и ролевые игры.
• Упражнения на взаимодействия в группе.
• Тренинги.
• Творческие задания.
• Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).
• Проигрывание ситуаций.
• Дискуссии.
• Моделирование.
• Проектирование.
• Встречи со специалистами и интересными людьми.
• Экспресс тесты и опросы.
• КТД.
• Беседы.
Организация обучающих тренингов,
семинаров,
конкурсов,
курсов,
проведение лагерных сборов (лагерь как социально-педагогическая технология),
организация добровольческих акций.
Методы работы:
игра (ролевая, игра-симуляция)
рефлексия
мозговой штурм
групповая дискуссия
визуализация
обучение по принципу «ровесник-ровеснику»
мультипликация
интерактив
метод проблемного обучения и другие
Минипроект «Школа тьютора».
- Лидерство.
- Эффективное общение.
- Тьюторское сопровождение.
- Метод социального проектирования.
- Методика проведения интерактивных игр.
- Методика проведения мозгового штурма.
- Организация работы детского объединения.
План мероприятий по реализации мероприятий социального проекта «Я-лидер! МЫ – команда!» на 2015-2016 уч. год
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение совещаний и семинаров с педагогами школы по концептуальным основам целевой воспитательной программы «Лидер» | в течение года | Сысоева И.М. |
2. | Оказание методической помощи классным руководителям и воспитателям по организации деятельности органов ученического самоуправления в рамках Модели ученического самоуправления | в течение года | Сысоева И.М. |
3. | Участие в работе городской научно-практической лаборатории «Детское движение» и Школы вожатского мастерства | в течение года | Сысоева И.М. |
4. | Анкетирование учащихся по определению уровня социального интереса, по выявлению лидерских качеств и организаторских способностей | в течение года | Сысоева И.М. Детский парламент |
5. | Участие в городских профильных сменах лидеров ученического самоуправления | в течение года | Сысоева И.М., Детский парламент |
6. | Проведение слета старшеклассников на базе оздоровительного лагеря «Березка» | август | Сысоева И.М. Детский парламент кл.рук. 6-11 кл. |
7. | Выборы классных активов | сентябрь | Кл.рук.1-11 кл., воспитатели, члены Детского парламента |
8. | Заседание Детского парламента | 1 раз в месяц | Председатель Детского парламента, Сысоева И.М. |
9. | Учеба актива 1. Планирование работы класса 2. «Лидер – кто это?» (определение лидерских качеств) Коммуникативный тренинг 3. Новогодний праздник Организация танцевально - игровых программ 4. Социальные инициативы Игры на взаимодействие 5. «Конфликт» (правила поведения в конфликте) Коммуникативный тренинг 6. «Летний калейдоскоп» Организация конкурсно – игровых программ для младших школьников | 1 раз в месяц сентябрь ноябрь декабрь февраль апрель май | Председатель Детского парламента, Сысоева И.М. |
10. | Участие в работе городского координационного совета ГМДООН «Созвездие Лидер» | в течение года | Детский парламент |
11. | Участие в деятельности городского волонтерского отряда | в течение года | Члены ДОО «Содружество» |
12. | Участие в работе районного актива | в течение года | Детский парламент |
13. | Участие в мероприятиях, проводимых городской молодежной детской общественной организацией «Созвездие Лидер» | в течение года | Сысоева И.М., Детский парламент |
14. | Участие в городском конкурсе активов детского самоуправления «Успех» | 2005-2006 гг. | Сысоева И.М., Детский парламент |
15. | Участие в городском конкурсе игровых программ на взаимодействие «Играйте с нами» | январь | Сысоева И.М., Детский парламент |
16. | Участие в городском конкурсе социальных проектов «Мой город» | март | Сысоева И.М., Детский парламент |
17. | Организация дежурства по школе | в течение года | Комиссия по дисциплине и порядку |
18. | Организация уборки классных комнат и закрепленной за классами территории | в течение года | Комиссия по труду и занятости |
19. | Проведение операции «Тепло» | октябрь | Комиссия по труду и занятости |
20. | День самоуправления | 5 октября | Детский парламент |
21. | Проведение праздника для первоклассников | октябрь | Комиссия по культуре и досугу |
22. | Выпуск печатной газеты «Содружество» | Октябрь апрель | Комиссия по стенной печати и творчеству, Торопова З.Т. |
23. | Проведение школьных и участие в районных и городских интеллектуальных играх | В течение года | Комиссия по образованию и науке Клуб интеллек. развития «Содружество» |
24. | Проведение интеллектуального марафона «За страницами школьного учебника» | В течение года | Комиссия по образованию и науке Карнаух Л.Н. |
25. | Проведение научно-практической конференции «Грани творчества» | январь | НОУ «Содружество» |
26. | Проведение спортивных соревнований и праздников | в течение года | Комиссия по физ.культуре и спорту |
27. | Организация Дня здоровья | март | Комиссия по физ.культуре и спорту |
28. | Проведение дискотеки | 1 раз в четверть | Комиссия по культуре и досугу |
29. | Выпуск телевизионных новостей | 1 раз в четверть | Телекомпания «Содружество» |
30. | Выпуск компьютерного журнала «Пульс» | 1 раз в 2 месяца | Редакция журнала «Пульс» |
31. | «Лидерский марафон»(5-6кл.) | ноябрь | Детский парламент |
32. | Конкурсно-игровая программа для учащихся и активов 7-8 классов | ноябрь | Детский парламент |
31. | Смотр классных уголков | ноябрь | Детский парламент |
33. | Участие в районном конкурсе новогодних игрушек | декабрь | Комиссия по культуре и досугу |
34. | Организация новогодних карнавалов | декабрь | Комиссия по культуре и досугу |
35. | Неделя милосердия | декабрь | Детский парламент |
36. | Проведение акции «Подарок другу» | декабрь | Детский парламент, ГОО «Эхо» («Дети погибших в годы ВОВ») |
37. | Организация спектаклей для детей-инвалидов Дзержинского района, детей детского дома | декабрь | Комиссия по культуре и досугу |
38. | Проведение рейда по сохранности школьного имущества | март | Комиссия по дисциплине и порядку |
39. | Проведение рейда по сохранности учебников | январь | Комиссия по образованию и науке |
40. | Научно-практическая конференция | декабрь | Комиссия по образованию и науке, Веснина Н.А. |
41. | Проведение общешкольной акции «Инициатива» | февраль | Детский парламент |
42. | Участие в городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации | март | Комиссия по стенной печати и творчеству, Панова Л.А. |
43. | Оформление Книги Памяти | в течение года | Детский парламент |
44. | Оформление летописи школы | в течение года | 9 класс |
45. | Неделя добра. Реализация социального проекта | апрель | Детский парламент Сысоева И.М. |
46. | Общешкольная отчетно-выборная конференция учащихся | май | Председатель Детского парламента, Сысоева И.М. |
47. | Организация летнего труда и отдыха учащихся | май, июнь, июль, август | Комиссия по труду и занятости |
Минипроект «Социальной акции – да!».
№ темы | Тема | Количество часов | Методы и формы | ||
Общ. | Теор. | Практ | |||
1. | Освоение технологий планирования и проведения социальных акций. | 5 | 0 | 5 | |
1.1. | Определение проблемы места, где вы живете. Оценивание своих возможностей. | 1 | 0 | 1 | Мастер-класс |
1.2. | Как поставить цель и задачи акции. | 1 | 0 | 1 | Мастер-класс |
1.3. | План проведения акции. Организация проведения акции. Подготовка акции. Проведение акции. | 2 | 0 | 2 | Мастер-класс |
1.4. | Анализ проведения акции и подведение итогов. | 1 | 0 | 1 | Мастер-класс |
2. | Освоение технологий социального проектирования. | 5 | 0 | 5 | |
2.1 | Анализ ситуации. Постановка целей и задач. | 2 | 0 | 2 | Мастер-класс |
2.2. | Планирование деятельности. Описание и методы оценки результатов. | 2 | 0 | 2 | Мастер-класс |
2.3. | Формирование бюджета проекта. | 1 | 0 | 1 | Мастер-класс |
3. | Заочный Конкурс социальных акций. | 5 | 0 | 5 | Конкурс |
4. | Заочный Конкурс социальных проектов. | 5 | 0 | 5 | Конкурс |
^ Всего часов | 20 | 0 | 20 |
Минипроект «Школа тьютора».
№ темы | Тема | Количество часов | Методы и формы | ||
Общ. | Теор. | Практ | |||
1. | Лидерство. | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Лидер. Лидерские качества и поведение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, дискуссия |
1.2. | Стили лидерства. | 1 | 0,5 | 0.5 | Лекция, индивидуальная работа |
2. | Эффективное общение. | 6 | 3 | 3 | |
2.1 | Этикетные формулы -помощники общения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
2.2. | Будем талантливыми собеседниками. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
2.3. | Учимся спорить, доказывать. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
2.4. | Искусство проведения встреч. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
2.5. | Разрешение конфликтов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
2.6. | Навыки проведения собраний. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс |
4. | Метод социального проектирования. | 4 | 1,5 | 2,5 | |
4.1. | Основы метода социального проектирования. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа в группах |
4.2. | Выявление проблемы, постановка целей социального проекта. | 2 | 0,5 | 1,5 | Лекция, работа в группах |
4.3. | Анализ результативности социального проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, работа в группах |
5. | Методика проведения КТД. | 3 | 2 | 1 | |
5.1. | Классификация КТД. | 0,5 | 0,5 | 0 | Лекция |
5.2. | Назначение КТД | 0,5 | 0,5 | 0 | Лекция |
5.3. | Правила КТД. | 0,5 | 0,5 | 0 | Лекция |
5.4. | Виды КТД. | 0,5 | 0,5 | 0 | Лекция |
5.5. | Использование КТД на слетах и собраниях. | 0,5 | 0 | 0,5 | Мастер-класс |
5.6. | Методика проведения мозгового штурма. | 0,5 | 0 | 0,5 | Мастер-класс |
6. | Организация работы детского объединения. | 3 | 2,5 | 0,5 | |
6.1. | Принципы организации работы детского объединения. | 1 | 1 | 0 | Лекция |
6.2. | Нормативные документы, на основании и с учётом которых действует детское объединение. | 1 | 1 | 0 | Лекция |
6.3. | Планирование деятельности детского объединения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, мастер-класс, работа в группах |
^ Всего часов | 20 | 11 | 9 |
План реализации
Название и содержание деятельности | Сроки |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование | сентябрь 2015 |
Определение темы и актуальности | |
Согласование плана взаимодействия с Отделом молодежи, ФК и спорта при Администрации Рыльского района Курской области. | |
Определение ресурсного потенциала | |
Формирование состава инициативной группы проекта. | |
Разработка плана мероприятий. | |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с социальными партнернами | сентябрь 2015 – май 2016 года |
2.1 Проведение акций, пропагандирующих здоровый образ жизни | |
2.2 Проведение совместных мероприятий | |
Веселые старты | Сентябрь 2013 |
Спортивные игры | Октябрь 2013 |
Круглый стол «Формула здоровья» | Ноябрь 2013 |
Первенство по настольному хоккею | Декабрь 2013- январь 2014 |
Акция «День борьбы с вредными привычками» | Январь 2014 |
Зимние забавы | Февраль 2014 |
Видеоролики «Здоровым быть здорово!» | Февраль – март 2014 |
Шахматный турнир | Март 2014 |
«Папа, мама, я – спортивная семья», посвященный Дню защиты детей. | Май 2014 |
3.Этап оценки эффективности проекта. | Май 2014 |
Подведение итогов проекта. | Май 2014 |
Определение перспектив развития проекта в целом, и каждого участника в отдельности. | Май 2014 |
Опубликование фото-отчетов и статей об итогах проведения мероприятий в газете «Вести лицея», городской газете «Вечерний Новоалтайск» | Май 2014 |
Монтаж видеофильма по итогам реализации проекта | Апрель 2014 |
Поощрение активных участников проекта на слете ударников и отличников. | Май 2014 |
Основные направления проекта: | - раскрытие способностей и творческих возможностей каждой личности, овладение приемами саморазвития и саморегуляции. - изучение приемов и способов коллективно-творческой деятельности, имеющей общественно-полезную направленность. - развитие способности к преобразованию окружающей действительности. - слаженная работа участников школы по осуществлению совместной деятельности. |
Ожидаемый результат | В результате реализации данного проекта школьники приобретают: - опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем; - возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации проекта; - возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия; - развитие лидерских качеств; - навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности; - опыт самостоятельной проектной деятельности по решению значимых для школы задач. Такое объединение ученических активов предполагает реальную и эффективную организацию и проведение социально-значимых акций, реализацию общественно полезных проектов, разработанных в ходе изучения курса «Школа лидера». |
Участники программы: | |